Работающий в Вашингтоне (США) консультант Марк Адоманис пишет, что Латвия, которую многие называют примером истории успеха, на самом деле переживает тяжелейшую экономическую катастрофу.
Портал Delfi с незначительными сокращениями приводит перевод его комментария.
— После очередного глобального финансового кризиса, который начался в 2008 году, темпы роста различных экономических показателей, которые раньше могли бы показаться скромными, подаются как «значительные», а увеличение занятости, на которое раньше мы бы просто пожали плечами, сейчас оборачивается едва ли не праздником. Зарплаты, которые раньше мы бы назвали эксплуататорскими, теперь считаются конкурентоспособными.
Подавать катастрофу под видом успеха – это настоящее искусство, однако деятели финансового мира, особенно представители Европейского центрального банка, очень преуспели в этом деле.
Наверное, самый выразительный пример этой тенденции – это Латвия. Эту страну до кризиса любой назвал бы примером катастрофы. В Латвии не наблюдалось экономического роста с 2006 года, крах её экономики в 2008-2009 гг. был очень серьёзным, она до сих пор не вернулась к докризисным показателям, и скорее всего не сделает это до 2015 года. Безработица на уровне около 14% все ещё высока, реальные зарплаты (с поправкой на инфляцию) в 2012 году были на 5% меньше, чем в 2007 году.
Что можно считать более опасным для долгосрочного экономического развития страны – численность населения Латвии находится в свободном падении. Много говорят об «утечке мозгов» и «демографическом кризисе» в России, но простая правда заключается в том, что Латвию можно назвать одной из самых демографически нестабильных стран в мире. С 2000 года Латвия потеряла более 300 000 жителей, а численность населения страны сократилась с 2,3 млн. до примерно 2 миллионов жителей. Это сокращение не полностью, но в большой степени связано с эмиграцией, так как латвийцы покидали страну в поисках лучших возможностей в других странах Евросоюза, главным образом, после начала экономического кризиса. В это трудно поверить, но с 2006 года население Латвии сократилось сильнее, чем в России, как в абсолютных, так и в относительных цифрах.
Таким образом, Латвия с 2007 года стала менее населённой страной, она беднее, чем до кризиса, и в ней снизилась доля трудоустроенного населения. Тем не менее, именно эту страну регулярно используют в качестве примера, подтверждающего полезность политики «урезания расходов», заявляют о готовности Латвии присоединиться в еврозоне, а о её экономической жизнеспособности говорят все, от министра финансов Германии, до изданий Wall Street Journal и Economist, а также – Международного валютного фонда.
Любой, кто пытается указать на базовую ложь этих заявлений, как, например Пол Кругман (американский экономист и публицист, в 2008-м — лауреат Нобелевской премии по экономике. – «NewsBalt»), мгновенно сталкиваются со злобными истерическими осуждениями. Политики стран Прибалтики, судя по их «троллинговой» (от англ. trolling – издевательство, выведение из себя) активности в Twitter, очевидно, недостаточно загружены работой.
За последние годы Латвия, безусловно, пережила экономическую катастрофу. Лучшим доказательством этого являются не эзотерические экономические теории и какие-то странные обрывки данных, а поведение самих латвийцев: они в больших количествах покидают страну. Поэтому в следующий раз, когда вы услышите о маленькой решительной Латвии и её быстро восстанавливающейся экономике, помните, что ситуация в этой стране стала настолько плохой, что 10% численности населения страны упаковала вещи и уехала за рубеж, — говорится в комментарии Адоманиса.
Нельзя сказать, что ситуация в Латвии, описанная экспертом, стала откровением для «NewsBalt». Мы также уверены, что наши читатели (в особенности – сами латыши) вряд ли откроют для себя что-то новое. Мнение Адоманиса заинтересовало нас по другой причине. Советуем обратить внимание, что среди стран Евросоюза ставятся в пример всем остальным именно те, кто постоянно проводит политику «урезания расходов».
Напрашивается самый простой и логичный вывод. Желаете и дальше оставаться частью ЕС – не ждите хорошей жизни.