Мэр Риги: Предвыборные дебаты на русском языке удалось сделать только на деньги Березовского

Так объяснил мэр Риги Нил Ушаков, почему он согласился вести телепередачу, которая финансировалась из фонда, основанного Березовским.

В интервью порталу Subbota.com мэр Риги Нил Ушаков ответил на вопрос, почему он согласился вести программу «Русский вопрос» на телеканале TV5, зная что проект финансировался из Фонда гражданских свобод, основанного олигархом Борисом Березовским.

— Это была в тот момент единственная возможность сделать впервые в Латвии полноценные предвыборные дебаты на русском языке. Такого масштаба дебатов, если я не ошибаюсь, с тех пор не было. Это был 2002 год, перед выборами, в передачах участвовали представители всех партий с аудиторией в зале. Программы показывали и на латышском LNT, и на русском TV5. Больше таких проектов не было. С тех пор, скажем так, освещением политических процессов для русскоязычной аудитории в Латвии никто больше в таком масштабе не занимался, — объяснил Ушаков, добавив, что мотивация самого фонда, выделившего деньги на проект его на тот момент не интересовала.

При этом, саму программу, судя по количеству просмотров и по тому, как она помогла избирателям определиться со своим выбором, в то время – телеведущий, а ныне – мэр Риги, оценил, как «удачную».

Политик также отметил, что никогда не знал Березовского лично и, следовательно, судить о нём, как о человеке, не может. Он также прокомментировал свой переход с «проекта Березовского» на работу в государственное российское информационное агентство ИТАР-ТАСС, который многие называли «журналистской беспринципностью», заявив:

— Я делал только то, что мне было профессионально интересно и только то, что я считал нужным. И если мы говорим о проекте «Русский вопрос», снятом на деньги Фонда гражданских свобод, то если сейчас взять эти кассеты и посмотреть, то ни за одну секунду мне не стыдно. То же самое с тем, что я делал в ИТАР-ТАСС, — мне не стыдно ни за один из материалов, которые я передавал.

Ушаков рассказал о том, как и почему принял решение уйти из журналистики в политику.

— Если ты как журналист освещаешь политические события, то логично, что у тебя ко всему, что происходит в стране, есть своё отношение, ты можешь быть не согласен, у тебя есть свои мнение и взгляды. И у тебя есть две возможности. Один путь — с помощью редакционной политики влиять на события. Другая возможность — уходишь из профессии, переходишь на ту сторону, становишься политиком и тогда уже сам всё меняешь — если, конечно, тебе это удаётся. Я принял решение перейти на ту сторону, — пояснил мэр Риги.

На вопрос, каким политик Ушаков хотел бы видеть свой город и страну, он ответил:

— Самое важное, как говорилось ещё в классике, — каждый должен отвечать за своё и нельзя, извините меня, допускать разруху в туалетах. И самое важное — вот эту разруху в туалетах из Латвии как-то выбить, из Латвии в целом, из города в частности. Вот это, наверное, стратегически сейчас самое важное, то есть не петь в подвале, как, опять же, было в классике, песни о тяжёлых годах, которые грядут, а просто каждый должен заниматься своим делом.

Вот мне присылают фотографию: мол, посмотрите, как выглядят улицы в Германии. Понятно, потому что за этой улицей в Германии последние 180 лет с перерывом на Вторую Мировую войну ухаживали последовательно, каждый отвечая за своё направление: кто-то стриг кусты, кто-то ровно ставил бордюры, кто-то, не халтуря, выкладывал брусчатку.

Вот когда мы выйдем на этот уровень, тогда и мы сможем с гордостью показывать фотографии того, как выглядят наши улицы, и этим хвастаться.

В ответ на замечание корреспондента, что «у нас нет 180 лет», мэр сказал:

— Понятно, что у нас нет 180 лет, но чтобы через 180 лет было хорошо, через 100 лет было хорошо, через 50 лет было — надо закладывать основу сейчас, нужно отбросить в сторону песни в подвале и заняться разрухой в туалетах.

Кроме этого, Ушаков коснулся своего отношения к вере, признав, что в церковь ходить «надо было бы чаще». По словам мэра, он не собирается никому мстить, т.к. он «не Зорро», а человек, совершивший что-то, «будет сам за свои поступки отвечать».

«NewsBalt» считает, что на достаточно каверзный вопрос о деньгах Березовского, рижский мэр ответил более чем достойно. Упрекать ведущего телепрограммы в том, что он-де не задумывался, кто финансировал проект, по меньшей мере, странно. А если учесть, что проект был единственной возможностью рассказать о себе в эфире для представителей русскоязычных партий, то всякие попытки обвинения Ушакова в этом смысле просто несостоятельны.