Кандидат политических наук, и.о. декана факультета международных отношений Евроакадемии (Таллин, Эстония) Леонид Карабешкин поделился своими соображениями о месте Висагинского проекта в межгосударственных отношениях стран Прибалтики, а также отношении к Висагинской АЭС (ВАЭС) в обществе и политико-экспертном сообществе балтийских республик с аналитическим порталом Rubaltic.ru:
— Я не думаю, что общественное мнение Латвии и Эстонии как-то особенно озабочено проблематикой строительства Висагинской атомной электростанции. На уровне политико-экспертного сообщества прибалтийских стран – да, эта тема знаковая и обсуждаемая: и президент, и премьер Эстонии, например, по Висагинскому вопросу неоднократно высказывались в положительном ключе.
При этом я считаю, что особого интереса по участию в реализации Висагинского проекта у той же Эстонии нет.
Перед референдумом прошлого года в Литве представители Латвии и Эстонии поставили перед своими литовскими коллегами два условия. Во-первых, в самой Литве должен быть общественный консенсус и твёрдое политическое решение о реализации проекта строительства данного объекта. Во-вторых, Литва должна была представить доказательства рентабельности Висагинского проекта.
Мне представляется, что даже если удастся переубедить общественное мнение в Литве и добиться позитивного отношения к планам строительства Висагинской атомной электростанции, с возможностью предъявить экономическое обоснование этого проекта возникнут сложности.
Потому что прогнозировать конечную стоимость строительства АЭС – очень сложно. Ещё сложнее прогнозировать её окупаемость.
Сотрудничество в энергетической сфере в целом является очень важным аспектом отношений между тремя странами Прибалтики. В первую очередь это касается Литвы, которая поставила энергетическое сотрудничество в Балтийском регионе в число приоритетов своего председательства в Евросоюзе в будущем полугодии.
Но я сомневаюсь, что именно Висагинская АЭС является приоритетным аспектом энергетического сотрудничества на переговорах лидеров Литвы, Латвии и Эстонии. Опять же, потому что реализация Висагинского проекта остаётся сомнительной.
Литва, возможно, попытается его продавливать. Но её обоснования будут уже не экономические, а политические. Если будет принято жёсткое политическое решение: «Да, мы строим ВАЭС, несмотря на все проблемы с финансированием, сомнительную окупаемость и все сложности с организацией межгосударственного сотрудничества стран Прибалтики», – то этот проект будет реализовываться.
Политика в вопросе ВАЭС может преодолеть экономический расчёт, — говорит политолог.
«NewsBalt» считает, что слова Карабешкина полностью подтверждаются заявлением президента Дали Грибаускайте о приоритетах в политике на время председательства Литвы в ЕС. Грибаускайте прямо-таки помешана на «энергетической безопасности» своей страны, чем, похоже, сумела «заразить» министров литовского правительства, которые даже не рассматривают выгодное предложение «Росатома» по участию в строительстве Балтийской АЭС в Калининградской области. Можно сказать, что политика, а точнее – амбиции, уже сейчас взяли верх над трезвым расчётом.