Если бы для Польши действительно было важно диверсифицировать поступление энергии в республику, проект собственной АЭС был бы уже давно готов. Такое мнение в интервью PAP высказал президент Европейского центра геополитического анализа (Польша) Марцин Домагала (перевод «NewsBalt»).
— Препятствием на пути сотрудничества с Польшей по вопросу строительства атомной электростанции в Литве является состояние польско-литовских отношений, — считает Домагала. — Очередной преградой является слишком большое число противоречий между Литвой и остальными странами Прибалтики, которые могли бы присоединиться к проекту. К тому же появляется вопрос о том, кто будет финансировать инвестицию. Строительство новой АЭС является делом очень дорогим. Не надо забывать, что размер совокупного ВВП всех прибалтийских государств более чем в пять раз меньше чем ВВП Польши. При этом сама Польша имеет серьезные проблемы с финансированием собственного проекта.
Как оценивают аналитики, потребность в энергии в Польше вырастет к 2030 году на 40%, — продолжает эксперт. — Чем же восполнить недостаток? Новая атомная электростанция может быть готова в нашей стране только через 20 лет. Однако сомнительно, что Польша может позволить себе такой blackout. Тем временем первый блок АЭС в Калининградской области будет введён в эксплуатацию уже в 2016 г.
Во-вторых, производимое там электричество будет дешевле электроэнергии, потенциально производимой в Польше. Так происходит потому, что средства на реализацию этого проекта получены не по кредиту, а из собственных финансов «Росатома».
Вне зависимости от антироссийских фобий, имеющих место как в польских политических кругах, так и у части польских аналитиков, транспортировка электроэнергии в Польшу из Калининграда является попросту самым экономным решением. Кроме того соглашаясь на прокладку транспортного кабеля в Германию, Польша получает прибыль от транспортировочных оплат.
Иными являются политические перспективы, к которым относится, прежде всего, возможность более глубокой интеграции Калининградской области с пространством Евросоюза. Поставляющая дешёвую энергию российская атомная электростанция в Калининграде станет важным элементом такой интеграции, как в экономической, так и в геополитической плоскости.
В конце стоит подчеркнуть, что если бы для польского правительства действительно было важно диверсифицировать поступление энергии, проект собственной АЭС был бы уже давно готов. Нынешние откровения об угрозе для польской энергетической безопасности со стороны России, вне зависимости от действительности являются только политическим оправданием для отсутствия реальных действий на протяжении последних двадцати лет.