Журналист: Госдума России может объявить критику Второй Мировой войны вне закона

Об этом пишет в своей статье журналист «Moscow Times» Екатерина Кравцова.

«NewsBalt» перевёл статью журналиста англоязычного издания «Moscow Times» Екатерины Кравцовой, посвящённую реакции Государственной Думы России на комментарий российского оппозиционера Леонида Гозмана, сравнившего советскую контрразведку СМЕРШ с гитлеровским SS.

Госдума распорядилась провести оценку комментария оппозиционного политика Леонида Гозмана, в котором он сравнил советскую службу разведки с SS Адольфа Гитлера на том основании, что такой комментарий может представить российскую военную историю не в лучшем виде.

На прошлой неделе Гозман высказал своё мнение на веб-сайте «Эхо Москвы», раскритиковав телепередачу о советской спецслужбе времён Второй Мировой войны под названием «Смерть шпионам» (сокращённо СМЕРШ). В передаче офицеры этой спецслужбы, чьей обязанностью была контрразведка изображены героями, помогающими коалиции победить в войне.

— Я уверен, что в СМЕРШ были честные офицеры, но им не повезло работать в службе столь же преступной, как SS, — написал он. – Слово «СМЕРШ» должно попасть в ту же категорию, как и слова «SS», «НКВД» или «гестапо» и вызывать ужас и отвращение, а не служить частью заголовка для патриотического фильма.

Острая реакция Думы на слова Гозмана последовала на фоне стремления президента Владимира Путина поддерживать патриотизм среди россиян, в том числе при помощи прославления военных подвигов. Следуя указанию Путина, прокремлёвские политики агрессивно нацелились на критические взгляды на определённые вопросы российского прошлого, а правительство планирует создать единый стандарт учебников для российских школьников, представляющий «каноническую» версию истории страны.

По словам вице-спикера Госдумы Ивана Мельникова, представляющего Коммунистическую партию, в качестве одной из основных причин решения Думы о разработке собственной информационной политики, стал анализ комментария Гозмана, проведённый комитетами по обороне и по безопасности, потому что он (Гозман) «занимает важную государственную должность в госкорпорации «Роснано», где он является советником главы этой организации.

В своём комментарии для «Moscow News» Гозман назвал инициативу Думы «ещё одним забавным примером буффонады».

— Прежде всего, я хочу сказать то, что вместе с моим комментарием Думе также должна проверить Александра Солженицына, Николая Астафьева, Василия Аксёнова и многих других великих людей, потому что они сказали то же самое задолго до меня.

Гозман добавил, что намерение Думы является признаком политики государства, «контролирующего слова и мысли людей вдобавок к их действиям».

Не ясно, какие последствия может иметь для Гозмана оценка его комментария.

Коммунист Мельников говорит, что нижняя палата представит свои предложения и вероятно направит их в «Роснано», в то время, как Гозман сказал, что надеется, что думская проверка обернётся уголовным делом против него, «потому что это будет процесс против Сталина, которого с нетерпением ждут все».

Откровенный критик советской эры Гозман сказал:

— Да, я считаю, что Сталин был таким же преступником, как Гитлер, а сталинские карательные органы были столь же преступны, как и гитлеровские.

Никита Петров, историк и активист общества правозащитников «Мемориал», сказал, что хотя функции у СМЕРШ были уже, чем у SS, обе организации были репрессивными и инструментами, которые правящие партии использовали для оказания давления, имея в ввиду, что их сравнении является обоснованным.

С другой стороны, Александр Храмчихин, военный эксперт Института политического и военного анализа, сказал, что в то время, как SS была официально признана преступной организацией, не существует преступлений, виновником которых официально признан СМЕРШ. Он также отметил, что СМЕРШ и SS были организациями с разной структурой, и если SS выполнял многие функции, то СМЕРШ отвечал только за контрразведывательную деятельность.

СМЕРШ контролировался лично Сталиным, и это был инструмент для оказания давления не только на воевавших, сказал Петров, но и на мирное население. Петров также повторил слова Гозмана, что тысячи невиновных людей пали жертвой СМЕРШа.

В своём мнении на «Эхо Москвы» Гозман написал:

— Я не знаю, скольких людей офицеры СМЕРШ расстреляли и скольких они послали умирать в концентрационных лагерях. Я не знаю, сколько из этих расстрелянных и арестованных были невиновны. Я уверен, что очень многие из них.

Он также сказал, что прославление СМЕРША в данной политической ситуации вполне понятно, т.к. оно происходит параллельно с предпринимаемыми карательными мерами против оппозиции и стремлением государства воспитывать патриотов.

Законопроект впервые рассматривался Думой в 2009, но в тот раз правительство его отклонило.

Железняк сообщил Интерфаксу в четверг, что направил запрос в генпрокуратуру об анализе определённых комментариев блоггеров, посвящённых недавнему празднованию Дня Победы и параду на Красной площади, тех комментариев, которые Железняк посчитал оскорбительными. Он выразил надежду, что оценка генпрокуратуры поможет внести «качественные поправки в законодательство».

Ирина Яровая, глава думского комитета по безопасности и борьбе с коррупцией, сказала, что новый вариант законопроекта может быть рассмотрен Думой уже во время весенней сессии.

— Клянусь, в тот день, когда этот закон вступит в силу, я повторю слова, которые написал на «Эхо Москвы», чтобы они подпадали под действие закона, — сказал Гозман.

Историк Петров сказал, что такой закон будет «абсурдом», и что он, скорее всего, не будет принят, поскольку является «вопиющим нарушением конституционных норм и разработан для борьбы с инакомыслием».

В последние годы обсуждения празднования Дня Победы становятся всё более и более громкими, с ростом количества людей, принимающих в них участие и поддерживающих идею уменьшения масштаба торжеств и требующих сделать их менее расточительными, чем сейчас.

В советские времена, парад в честь Дня Победы проводился только в юбилейные даты, но начиная с 1995-го, он проводится ежегодно.

С 2008-го, в параде принимает участие военная техника, чтобы продемонстрировать боевую славу России. В 2000-е в дополнение к параду правительство начало организовывать различные уличные мероприятия, делая День Победы одним из самых эффективных и громких способов объединения нации.

— Это скорбный день, и праздновать его так помпезно неуважительно по отношению к тем, кто был убит на войне, — говорит Петров. – Когда торжество становится таким помпезным, реакция людей на этот псевдо-патриотический обман неизбежна; эта реакция основана на чувствах людей, а не на стремлении кого-то оскорбить.

«NewsBalt» хотел бы обратить внимание читателей на то, что одним из первых, выступивших в защиту Гозмана, стал историк из пресловутого «Мемориала», чей глава Арсений Рогинский получил награду лично из рук главы польской дипломатии Радослава Сикорски, известного своей русофобией. Как говорится: «Свой свояка видит издалека».