Экономист Пётр Верницкий сказал изданию «Столица», что Эстония достигает высоких макроэкономических показателей за счёт обнищания народа, но попытка повысить уровень жизни чревата новыми неприятностями.
В индексе человеческого развития ООН Эстония занимает 33-ю строчку в рейтинге, а по данным Всемирного Банка, по ВВП на душу населения страна на 43-м месте в мире, что можно назвать очень неплохим результатом.
Картина резко теряет радужные краски, когда речь заходит о качестве жизни. По субъективному ощущению удовлетворённости (Всемирному индексу счастья) Эстония занимает лишь 117 место в мире, и тому есть веские причины.
В Эстонии каждый двенадцатый рабочий человек живёт в бедности – это один из самых высоких показателей в Европе. К тому же, в стране слишком много «официантов с высшим образованием», то есть, людей, выполняющих работу низкой для их уровня образования квалификации.
А ещё самые большие в Европе «ножницы» между зарплатами мужчин и женщин, при этом составители доклада обнаружили, что среди людей с высшим образованием женщин в два раза больше, чем мужчин, и это тоже сомнительное чемпионство.
По словам Верницкого, давно известно, что это – стратегическая политика эстонского государства, которое действует в угоду макропоказателям и в ущерб населению.
— Для достижения макроэкономических показателей увеличивается нагрузка на население, поэтому растёт разрыв между этими показателями и жизнью обычных людей, — сказал он, добавив, что Европе, несомненно, давно известно об этом расхождении. Он также напомнил, что совсем недавно Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своём докладе посоветовала Эстонии облегчить налоговое бремя бедных слоёв населения, правительству это не понравилось, однако и следовать советам оно не обязано, поскольку всё высказанное в рапорте носит чисто рекомендательный характер.
Верницкий отметил, что положение у Эстонии патовое: «либо мы так и остаёмся бедными, но с приличными показателями экономического роста, либо попадаем в долговую яму».
— Если будут вводиться новые социальные гарантии и повышаться зарплаты, повысится покупательная способность населения, а это будет означать рост импорта, поскольку наша экономика не в состоянии производить всё необходимое, и рост цен. К тому же, как известно, растёт число пенсионеров, и я прогнозирую, что дефицит пенсионных средств возникнет в 2016-2018 году. Министр финансов Лиги уже даже бесцеремонно заявил, что пенсионеры не умеют умирать, — комментирует экономист.
По его мнению, в этой ситуации Эстонии неминуемо пришлось бы влезть в громадные внешние долги, поскольку импорт – это, по сути, недополучение налоговых поступлений внутри страны, следовательно, обеспечивать повысившиеся социальные гарантии стало бы просто нечем.
— Все варианты приходят к одному – локальному кризису. Выходит такая интересная безнадёга, — невесело подытожил Верницкий.
«NewsBalt» дополняет, что если вспомнить про наряды первой леди Эстонии Эвелин Ильвес стоимостью около 70 000 евро, то «безнадёга» получается совсем «интересной». В связи с этим, можно было бы предложить нашим эстонским соседям ввести жёсткий контроль над доходами и расходами на государственном уровне. Другое предложение – перестать всё время смотреть на запад, а хотя бы иногда обращать свой взор на восточного соседа, сотрудничество с которым могло бы стать взаимовыгодным. Но, к словам «проклятых оккупантов» вряд ли прислушаются.