По итогам муниципальных выборов в Латвии национал-радикальные латышские силы ослабли, а национал-либеральные укрепились. Такое мнение высказал сегодня, 2 июня, латвийский общественный деятель, один из идеологов Конгресса неграждан Александр Гапоненко, комментируя итоги вчерашних выборов в республике.
На своей странице в Facebook Гапоненко написал:
Подведены предварительные итоги муниципальных выборов в столице Латвии, которые состоялись 1 июня 2013 г.. Они позволяют судить нам о том, что произошло и что нас ожидает в ближайшем будущем.
По предварительным данным, на выборах в Рижскую думу список Центра согласия/Честь служить Риге(ЦС/ЧСР) получил 58% голосов жителей столицы и это дает союзу 39 голосов из 60 возможных. Это на 1 голос больше, чем в 2009 г. имел предшественник этого союза правящий блок ЦС-Первая партия. Изменений, практически, не произошло. Единственно, здравомыслящие латыши не побоялись проголосовать сразу за союз ЦС/ЧСР, а не за идущую отдельно либеральную латышскую Первую партию.
Национал-радикальное объединение «Все Латвии»-»Тевземей ун Бривибай»/ДННЛ набрало 18% голосов, а национал-либеральное «Единство» — 14%. У них в столичной думе будет теперь, соответственно, 12 и 9 мандатов. В предыдущем созыве национал-радикалы и национал-либералы назывались несколько по другому: Гражданский союз и партия «Новое время». Они имели в прошлом созыве 18,9% и 11,08% голосов и получили, соответственно, 14 и 8 мандатов. Вместе это 22 мандата. Прирост у этих двух политических сил в сумме составляет, соответственно. Практически и здесь все осталось без больших перемен.
Правда, после выборов 2009 г. происходила миграция депутатов из фракции во фракцию и «Единство» довело к 2013 г. численность своей группы в столице до 14 человек. Это понятно – кто же не хочет быть во фракции правящей в республике партии. Таким образом, сейчас у «Единства» налицо потеря 5 мандатов(с учетом мигрантов). Это много — треть мест. Однако без учета мигрантов «Единство» даже прибавило 1 мандат, что не так плохо. Благодарить за неважные результаты выборов надо руководство партии «Единство», которое поставило явно непроходную фигуру Сармите Элерте на пост кандидата в мэры столицы.
Одно уверенное заявление С.Элерте за день до выборов о том, что она обещает в Риге заменить дворников на роботы-уборщики мусора многого стоит. Злые языки поговаривают, что это нынешний спикер Сейма, и по совместительству глава партии, Солвита Аболтиня специально постаралась для того, чтобы убрать со своего пути конкурентку и умело продвинула ее на пост кандидата в мэры. Расчет был такой: пусть партия горит синим пламенем, но и С.Элерте сгорит в этом политическом огне. Что же, вполне по нашему, по-латышски.
Собственно партии «Все Латвии», «Тевземей ун Бривибай»/ДННЛ на прошлых выборах в Рижскую Думу не прошли. Зато сейчас, против партии Гражданский союз, национал-радикалы сократили свое представительство на 2 мандата.
Остальные партии на выборах в Риге не преодолели 5%-го барьера. За Латвийскую Зеленую партию проголосовало 3,99% избирателей, за Крестьянский союз Латвии — 1,88%. Вывод: не надо было этим партиям ссориться и идти раздельными списками, отбирая голоса друг у друга. За Партию реформ проголосовало только 1,58%. Это понятно, ведь партия так и не состоялась, организационную и идеологическую работу в ней руководство не вело, думая, что харизма бывшего президента- «разгоняльщика» парламента — Валдиса Затлерса будет действовать вечно. За партию «Едины для Латвии» отдали голоса 0,48% всех избирателей, за партию «За родной язык!» — 0,34%, за Партию действия — 0,24%, за Латвийскую социал-демократическую партию — 0,21%, за партию «Альтернатива» — 0,16%, за социал-демократическое движение «За независимую Латвию!» и движение «Солидарность» — 0,14%. Все эти партии реально выполняли функцию оттягивания голосов у более крупных соперников и спонсировались их конкурентами. Свои функции они выполнили, а на прохождение в Думу никто и не рассчитывал.
Интересно сравнить результаты выхода избирателей на выборы. В 2009 г. на выборы в Риге вышло 238,1 тыс человек, в 2013 г – 228,0 тыс. Имеем небольшой прирост, несмотря на то, что народ активно уезжал из страны за границу , а технология участия в выборов для избирателей немного усложнилась(голосовать можно было только по месту жительства).
Как перераспределились предпочтения избирателей за последние четыре года?
В 2009 г. Центр согласия и Первая партия вывели вместе на участки 119,3 тыс. человек, а вот в 2013 г их союз — уже 134,1 тыс. человек, то есть на 15 тыс. больше. Явно они получили в плюс голоса латышей, поскольку русские неграждане в таких объемах натурализоваться за последние четыре года не могли.
Партия «Новое время» в 2009 г. получила поддержку от 26,7 тыс избирателей, ее наследница партия «Единство» в 2013 г. 32,3 тыс – прирост на 15%. Прирост голосующих за национал-либералов дали те, кто ранее голосовал за более радикальный Гражданский союз.
Сам «Гражданский союз» на выборах в муниципалитет столицы в 2009 г. поддержало 45,6 тыс человек . В 2013 г. его идейных наследников партии «Всё Латвии», «Тевземей ун Бривибай»/ДННЛ. поддержало 40,9 тыс человек. Итого, потеря более 10% корпуса избирателей.
Что имеем в сухом остатке? Национал-радикальные латышские силы ослабли, национал-либеральные укрепились, усилилось и влияние латышских либералов из партии «Честь служить Риге». Латышские либералы вошли в союз с русскими либералами из «Центра согласия» и составят в столице правящую коалицию. Русские национал-либералы из партии ЗаПЧЕЛ в выборах вообще не участвовали, а попытавшаяся их заменить партия «За родной язык!» стартовала крайне неудачно.
Скорее всего, что данная тенденция будет в латвийском обществе развиваться и дальше, проявится на выборах в Сейм в 2014 г. Если, конечно, национал-радикалы не смогут инициировать государственный переворот и не установят в стране националистическую диктатуру. Заявки на это они делают постоянно и эти заявки поддерживаются местными спецслужбами, министром обороны Артисом Пабриксом и рядом влиятельных политиков из всех партий. Сценарий националистического переворота запустят, конечно, не сами национал-радикалы, а внешние акторы. Но об их намерениях по результатам выборов в столице Латвии судить трудно.