Латвийский журналист, председатель портала мнений Imhoclub.lv Юрий Алексеев задаётся вопросом, почему партия «За родной язык!» (ЗаРЯ) Владимира Линдермана получила так мало голосов на муниципальных выборах в Риге.
— Дежурный ответ таков: беднягу Линдермана лишили возможности выступать на ТВ и в прессе. Продажные СМИ были на корню скуплены богатым Центром Согласия, и пиарили только Ушакова. Линдерману слова не дали. Вот потому-то ЗаРЯ и проиграла.
Простите, друзья, но это – «отмазка». Конечно, медиа-ресурс партии ЗаРЯ был много меньше, чем у ЦС, но известность Линдермана в нашей стране ничуть не меньше, чем у великого Центра Согласия, — пишет Алексеев.
Он продолжает, подтверждая свои слова примером:
— …Прошлым летом я шёл вместе с Владимиром Ильичом (Линдерманом) по центру города. Это было нелегко, поскольку чуть ли не каждый третий прохожий кидался жать ему руку: «Володя, мы с тобой!». О такой популярности нынешний мэр Нил Ушаков, когда впервые баллотировался в Думу 4 года назад, даже и мечтать не мог.
Куда же делись эти люди, которые кидались навстречу Линдерману с распростёртыми объятьями? Почему они не проголосовали за ЗаРЮ? Забыли напрочь? Вряд ли. Значит, не в медиа-ресурсе дело, не в недостатке раскрутки и популярности.
Журналист уверен, что настоящая причина поражения ЗаРИ в трёх, причём, системных ошибках. Алексеев перечисляет их:
— Три системные ошибки
1) На Референдуме за русский язык избиратели голосовали за Идею. Причём, идею протестную, идею-фронду. Они голосовали даже не за русский язык: всем изначально было понятно, что на этом референдуме победить невозможно. Нелатыши своим голосованием за русский язык хотели демонстративно плюнуть на доставшую национальную политику этого государства, на все её интергации-ассимиляции.
И плюнули дружно и смачно – благо, слюны за 20 лет накопилось полный рот. И вот первая ошибка Линдермана заключалась в том, что он решил конвертировать этот «плевок» в конкретные думские кресла. А голый протестный негатив — в «плюсы» не конвертируется. Протест самодостаточен.
2) Впрочем, популярность самого Линдермана после Референдума была столь высока, что если бы он пошёл ЛИЧНО на какие-нибудь выборы, то на волне всенародной любви, пожалуй, мог бы и пройти. Кое-какие избиратели проголосовали бы за него из чувства благодарности…
Но Линдерман на выборы по понятной причине сам пойти не смог (у него до сих пор нет гражданства Латвии) – поставил в список своих «представителей». А вот тут уже избиратель недоуменно развел руками: «Вова, мы тебя-то лично уважаем, но причём тут какие-то Гирс с Бердниковым? Может, они и хорошие люди, но их на Референдуме не стояло…»
3) Ну, и главная ошибка – это вообще переквалификация Общественного движения «За Родной Язык» в партию. Во-первых, общественное движение МОЖЕТ быть делом одной идеи, а партия – нет. У партии должна быть Программа, охватывающая все стороны жизни. Но и это – не главное, в конце концов, Программа – дело наживное.
Однако, давайте вспомним начало ноября 2011 года, когда начался «большой» сбор подписей за Референдум. Всесильный мэр Ушаков сначала заявил, что не станет его поддерживать, а потом в конце первой недели (а именно — 7-го ноября) вдруг выступил с поддержкой. Почему? А просто Нил понял, что если Линдерману не удастся собрать необходимых 154 тысячи подписей, народное недовольство обратится на него, как «предателя русских». Линдерман просто ЗАСТАВИЛ его поддержать Референдум. В тот момент Линдерман был сильнее Ушакова. Потому, что Движение ОДНОЙ идеи с таким уровнем поддержки – сильнее любой партии.
Главная ошибка Линдермана, что, будучи лидером Общественного движения с такой силой (273 тысячи голосов на Референдуме), он добровольно сдал свои позиции, став обычным «партейцем», которых у нас – как грязи…
И дело даже не в том, что Линдерман пошёл играть не на своём поле, а в том, что из «Рыцаря нашего достоинства», латвийского Че Гевары он решил переквалифицироваться в управдомы. А много ли народу захотят иметь Че Гевару в управдомах? Не много. Конкретно по Риге – 774 человека. В управдомах все-таки лучше — Остапы Бендеры. Если выбирать.
В заключение, Алексеев предлагает представить ситуацию, в которой ЗаРЯ прошла бы в Рижскую думу.
— А теперь давайте представим, что партия ЗаРЯ прошла бы в Думу. Тут есть два варианта. Первый – она прошла бы по минимуму – 4-5 депутатов. Понятно, она бы сидела в глухой оппозиции. И чем бы ее депутаты там занимались? А ничем!..
Второй вариант: ЗаРЯ получила бы 9-10 депутатов, отъев их от Центра Согласия (а от кого ж ещё?). В этом случае, ЦСу пришлось бы искать партнёра для коалиции. Кого? ЗаРЮ? Это – невозможно. Хотя бы потому, что в списке ЦС/ЧСР (Центр согласия/Честь служить Риге) присутствуют депутаты от ЧСР, партии, у которой электорат – латыши. И даже если бы депутаты от ЦСа приняли решение взять в коалицию ЗаРЮ, ЧСР из блока немедленно бы вышел. Депутаты от ЧСР – не самоубийцы, они понимают, что их электорат союза с «линдермановцами» не простит…
И что в результате? А в результате: следующие 4 года Ригой правили бы довольные и счастливые элерты с броками (имеются ввиду кандидаты от правящей партии «Единство» Сармите Элерте и от националистов – Байба Брока).
Собственно, потому, при всем уважении к Линдерману, я голосовал за ЦС. И думаю, остальные – тоже, — объясняет свой выбор журналист.
И «NewsBalt» не будет с ним спорить, ведь выбор – личное право каждого. Но вместе с тем, на наш взгляд задуматься Алексееву и тем, кто мыслит так же, как он, уже пора.
В первые же часы после своей победы Ушаков открестился от пришедших приветствовать его с российскими флагами. Иными словами: вы человеку – благодарность, а он вам – пощёчину. Впрочем, может быть Алексеев тоже готов стать «латышом с русским происхождением»?