Совместному проекту польско-литовской АЭС быть. Такой прогноз высказал известный польский обозреватель, главный редактор портала PolitykaWschodnia.pl Пётр Мачёнжек (Piotr Maciążek). «NewsBalt» перевёл статью.
— Складывается впечатление, что польское правительство отказалось от идеи импортировать энергию из Калининградской области, — пишет польский эксперт. — Теоретически эти действия должны пойти на пользу проекту строительства собственной атомной электростанции. Однако, многое указывает на то, что для реализации этого проекта у нас не хватит денег. Будет ли выходом из сложившейся ситуации возвращение к идее строительства АЭС в литовском Висагинасе совместно со странами Прибалтики?
— Анализ последних донесений связанных с уменьшением мощности, а может даже и остановкой строительства БАЭС в Калининградской области склоняет нас к выводу, что Польша не согласилась на импорт российской энергии, — продолжает эксперт. — Если говорить о сооружении собственной АЭС, то я уже писал о том, что трудно представить себе одновременное финансирование этого проекта и мероприятий, направленных на добычу неконвенционального сланцевого газа. Тем более, что, во-первых, сланцевый газ продолжает оставаться главным энергетическим приоритетом кабинета Дональда Туска, а во-вторых, проект его добычи сталкивается с многочисленными проблемами, требующими значительного политического и экономического участия.
Все эти факторы, по мнению Мачёнжека, ведут к тому, что возвращение Польши к проекту строительства АЭС в Висагинасе может стать очень интересным поворотом.
— Польская энергетическая группа (PGE) вышла из него в декабре 2011 года. С этого момента его реализация находилась под знаком вопроса. Еще в этом месяце должно быть принято решение о том, будет ли построена литовская АЭС. Важнейшим фактором, могущим повлиять на него, является участие региональных партнеров в реализации этой инвестиции. Правда, однако, состоит в том, что ключевую позицию в данном вопросе занимает Польша. Недавно с этим согласилась известная литовская экономическая газета „Verslo Żinios”, написавшая, что PGE не исключает возможности возвращения к проекту. С уверенностью можно сказать, что такие планы совпали бы с намерением министерства государственной казны Польши, которое хочет изменить статус этой компании, усиливая свой контроль над ее деятельностью, а значит, ограничивая влияние акционеров на участие PGE в отдельных проектах.
Не менее интересным, по мнению польского эксперта, в контексте вышеприведенных планов выглядит недавний визит президента Польши Бронислава Коморовского в Латвию.
— Рига это ключевой элемент мозаики, связанной с эвентуальным строительством АЭС в Висагинасе, а кроме того глава нашего государства отправился в Латвию в специфический момент времени. Именно сейчас поступают донесения о проблемах российского проекта в Калининграде и именно сейчас должно быть принято решение о судьбе литовского проекта. Видимо неслучайно канцелярия президента подчеркнула энергетический характер визита нашего президента в Латвию, заявляя что региональное сотрудничество в этой сфере позволит усилить интеграцию стран Прибалтики с Польшей.
— Что интересно, исчезло и литовское препятствие на пути к нему, — продолжает Мачёнжек. — Отправлена в отставку министр хозяйства Литвы Бируте Весайте (Birute Vesaite), которая в апреле этого года публично посоветовала воздержаться от решения реализации проекта в Висагинасе. Возросло вместе с тем значение министра энергетики Литвы, поляка. Ярослава Неверовича (Jarosław Niewierowicz), который встал во главе специальной комиссии, задачей которой является определение стоимости строительства АЭС. Несмотря на проблемы с проектом, он всегда высказывался на эту тему с ноткой надежды в голосе…