Директор Таможенной палаты Ольштына Роберт Торенц, в зоне ответственности которой находится граница с Россией, выпустил очередное коммьюнике, посвящённое контролю за «бензовозами», т.е. трансграничными спекулянтами российского топлива из Калининградской области. По данным Торенца, несмотря на то, что месяц назад таможня ужесточила правила импорта бензина, с 6 мая по 4 июня 2013 года челноки (пан Торенц в оригинален называет их весьма дипломатично — «подружни», то есть путешественники. — «NewsBalt») привезли на территорию Республики Польши 8,8 млн. литров топлива.
— Процедура привоза акцизных изделий с целью их нелегальной перепродажи (что подтверждают обнаруженные Таможенной палатой нелегальные пункты распространения топлива) в существенной мере нарушает правило учтивой конкуренции, негативно влияет на функционирование объектов, ведущих легальную экономическую деятельность, и создаёт серую зону оборота топлива, — заявил директор Таможенной палаты Ольштына (перевод коммьюнике выполнен Польским культурно-деловым центром в Калининграде). — Принимая во внимание вышеизложенное, интенсивные контрольные действия будут продолжаться с целью устранения случаев незаконного использования некоторыми путешественниками освобождений от уплаты таможенных и налоговых пошлин.
Осуществленный Таможенной палатой в Ольштыне анализ показал, что до сих пор существует группа людей, которые регулярно, чаще, чем раз в неделю, пересекают границу с целью привоза топлива. Их короткий период пребывания заграницей, лишь с целью заправки транспортного средства, указывает на то, что поездки не носят периодического характера. А также количества топлива исключают его использование для личных целей.
— Эти люди ломают одно из основных условий освобождения от пошлин на ввоз, каковым является некоммерческий характер привоза товаров для личного использования, — конститирует Навацки.
Из доступных данных Главного управления статистики Польши следует, что средний расход топлива водителем в Польше составляет 75 литров в месяц. Даже с учётом того, что стоимость может колебаться в зависимости от конкретного случая, то привоз 300-400 литров в месяц (раз в неделю в среднем по 90 литров) должен полностью покрыть личную потребность. Это количество позволяет преодолевать 3-5 тысяч км в месяц, что должно хватить, например, на ежедневные поездки из приграничных местностей в экономические центры региона.
Теперь, по данным польской таможни, дополнительно усиленному контролю будут подвергаться автобусы, характеристика рейсов которых (отсутствие или маленькое количество пассажиров, короткое время пребывания на российской стороне границы) указывает на их использование лишь с целью заправки топлива.
Принимая вышеизложенное во внимание, Таможенная палата в Ольштыне информирует, что с 17 июня предпримет дальнейшие действия с целью усиления контроля относительно людей, которые регулярно пересекают границу, привозя топливо в количествах, которые исключает его использование для собственных нужд.
Тщательно будут анализироваться все случаи частого, не периодического привоза топлива, а лица, привозящие его, будут обязаны оплатить таможенно-налоговые пошлины.
Таможенная палата в Ольштыне сообщает, что усиленные действия будут касаться только тех людей, которые занимаются привозом регулярно – независимо от национальности и типа документа, которым они пользуются, пересекая границу.
Контрольные действия Таможенной палаты в Ольштыне с целью ограничения нелегального ввоза торгового количества топлива, направленные на привозимое топливо:
— как в легковых транспортных средствах, как и путешественниками, регулярно пересекающими границу, чаще одного раза в неделю,
— в автобусах, зарегистрированных физическими лицами, не ведущими экономической деятельности, декларирующими привоз топлива в рамках регулярных пересечений границы, чаще, чем 2 раза в месяц,
— путешественниками, ведущими экономическую деятельность, связанную с транспортировкой людей в стране, но фактически не перевозящих через границу пассажиров с точки зрения факта, что целью въезда в РФ является лишь (или чаще всего) намерение заправить бензобак автобуса, что нарушает равноправие конкуренции на рынке автобусных перевозок.
Таможенная палата в Ольштыне напоминает всем путешественникам, что освобождению от таможенных ввозных пошлин подлежит топливо, перевозимое периодически, в стандартных бензобаках транспортных средств. Однако, топливо, привозимое в таких бензобаках, не означает возможности его использования в ином транспортном средстве, нежели то, в котором оно было привезено, а также оно не может быть удалено их этих транспортных средств. Не может оно быть платно или бесплатно сбыто лицом, пользующимся льготой. Нарушение этих правил ведет за собой обязанность оплаты ввоза.
Таможенная служба не вводит никаких ограничений касательно частоты пересечения границы в рамках соглашения о местном приграничном передвижении. Топливо, освобождённое от пошлин, можно ввозить при каждом периодическом пересечении границы, если оно привозится в стандартном бензобаке транспортного средства, и выполняются условия его освобождения от пошлин.
По мнению «NewsBalt», польские власти, проигнориров советы российской стороны, теперь вынуждены решать проблему непопулярными методами. Ведь о бензино-челночной проблеме им сигнализировали уже больше года. Ещё когда только начались переговоры о льготной визовом режиме между Польшей и Россией, калининградские эксперты предупреждали, что трансграничная спекуляция похоронит малый приграничный режим.
— В мае 2012 года я общался с калининградскими таможенниками и пограничниками, которые в один голос говорили — с введением местного приграничного передвижения количество челноков с польской стороны многократно увеличится, поскольку у поляков отпадёт необходимость получения российской визы, — прокомментировал ситуацию главный редактор «NewsBalt» Андрей Выползов. — Европейцу этот документ получить намного сложнее, нежели россиянину — шенген; в частности, российские диппредставительства требуют от европейцев оригинал приглашения, тогда как для польских консульств достаточно приглашения по факсу. Как следствие, предупреждали силовики своих польских коллег, границу захлестнёт волна трансграничной спекуляции бензином, который в России стоит вдвое дешевле, чем в Польше.
Для российской экономики такая «статья» дохода, безусловно, положительный момент. Однако, очевидно, что для польской экономики в депрессивном Варминьско-Мазурском регионе — это удар ниже пояса. Чтобы осознать факт наличия – как выразился Роберт Торенц — «серой зоны оборота топлива», польским властям понадобился целый год. И многомиллионных убытков.