Линдерман: Хочу кричать в ухо каждому русскому Латвии: Нельзя быть такими рохлями, вас затопчут!

Так ответил известный политик Владимир Линдерман на заявление латвийского националиста режиссёра Эдвинса Шнуоре, считающего снос памятника Освободителям «исторической справедливостью».

Снос памятника Освободителям в рижском районе Задвинье — это вопрос исторической справедливости. Со временем монумент обязательно ликвидируют, заявил историк и режиссёр, автор документального фильма «Советская история» Эдвинс Шнуоре.

По словам историка, каждый год 9 мая в Парке Победы собираются «колонисты и их потомки, а также военные СССР с семьями, которые остались в Латвии в огромном количестве».

— Мне трудно понять, почему празднующих не смущает тот факт, что туда не приходят те, в честь чьего «освобождения» построен этот памятник, — цитирует Шнуоре Delfi.

Он продолжил:

— Одно дело — праздновать в Москве, а совсем другое — в оккупированной стране, куда ты приехал под прикрытием танков. Быть может, мимо «памятника победы» в трамвае проезжают люди, которые в своё время были депортированы «благодаря» вашей оккупации. Это аморально, — заявил историк.

Шнуоре также отметил, что в отношении других стран Россия ведёт себя более сдержанно.

— В Вене есть похожий памятник. Правда, к нему так не ходят. Путин сказал спасибо, что его не снесли. Похожие памятники есть в Венгрии, Польше, Болгарии. Там тоже поднят вопрос о сносе. Подумайте о символическом смысле! Это как с мавзолеем Ленина в Москве. Пока на центральной площади страны стоит храм с останками убийцы этого же народа, эта страна не будет нормальной. Так и у нас: пока в Задвинье будет стоять памятник, который чествует ликвидацию Латвии, мы не сможем создать нормальное, развитое государство, — считает он.

Отвечая на вопрос, проголосуют ли когда-нибудь политики за снос монумента, историк сказал:

— Это только вопрос времени. Через годы я его там не вижу. Но для нас характерно ничего не делать, пока не начнём захлёбываться. Например, у нас есть цель, чтобы все научились говорить по-латышски. Но в то же время телевидение из бюджета финансирует программы на русском языке. Это такая интеграция? Мы видим, что советские колонисты, получившие гражданство путём натурализации, проголосовали против латышского языка как единственного госязыка. Неужели кто-то всерьёз думает, что при получении гражданства все они знали латышский? Неужели надо их упрашивать выучить язык? Эти действия съедают энергию и деньги государства, которые можно было вложить, например, в развитие современных технологий. Если не решать вопросы последствий оккупации по существу, страна отстаёт в развитии.

Лидер партии «За родной язык!» Владимир Линдерман так прокомментировал слова Шнуоре в соцсети Facebook:

— «Снос памятника освободителям — это вопрос времени», — считает историк-националист Эдвинс Шнуоре. И давайте признаем, что у него есть веские основания так думать. После того, как 20 июня депутаты ЦС («Центр согласия») трусливо воздержались при голосовании о запрете советской символики, у националистов, конечно, прилив сил и уверенности в своей победе. Ведь памятник — это тоже советская символика, воплощённая в камне. Нельзя быть такими податливыми, такими рохлями, вы что, не понимаете, что вас затопчут, таков суровый закон жизни, поймите это, наконец!.. — хочется мне кричать в ухо каждому русскому жителю Латвии. Но не слышат. Или слышат, но надеются на «авось».

«NewsBalt» считает, что Линдерман, абсолютно прав, не помешав закону о запрете советской символики, депутаты «оппозиционной» латвийской партии ЦС уже «положили палец» в рот националистам. А, как известно, аппетит приходит во время еды, попробовав «палец», националисты уже готовы откусить «руку».