В ФРГ начался поиск последних нацистов; за информацию обещают €25 тыс.

Такая кампания начата израильским Центром Симона Визенталя.

Центр Симона Визенталя в Израиле начинает в Германии кампанию по поиску последних оставшихся в живых военных преступников из рядов нацистов и их пособников. Организация сообщила в воскресенье, 21 июля 2013 года, что в Берлине, Гамбурге и Кёльне будут развешены плакаты с призывом помочь инициативе под девизом «Поздно. Но не слишком поздно! Операция Последний шанс II». Начало кампании в Германии запланировано на вторник, 23 июля, пишет «Deutsche Welle». Кроме того, подобные акции пройдут Австрии, Польше, Румынии, Венгрии, Хорватии, Литве, Эстонии и Латвии.

По словам руководителя центра Эфраима Зуроффа, новая инициатива предполагает помощь населения европейских стран в выявлении и передаче органам правосудия тех нацистских преступников, кто сумел избежать наказания. За полезную информацию организация обещает вознаграждение в размере 25 000 евро. При этом возраст бывших нацистов не может быть причиной для прекращения уголовного преследования.

— Он не умаляет их вины, — подчеркнул Зурофф.

Как сообщает интернет-издание «Zeit Online», импульсом для начала новой кампании стал процесс 2011 года в Мюнхене над бывшим надзирателем концентрационного лагеря Собибор Джоном (Иваном) Демьянюком. Зурофф считает, что был создан исторический прецедент, изменивший существовавшие ранее правовые нормы. Тогда перед немецким судом предстал пособник нацистов не немецкого происхождения. Несмотря на то, что доказать его участие в конкретных убийствах не удалось, для вынесения обвинительного приговора судье было достаточно факта сотрудничества с национал-социалистами. Однако Демьянюк умер юридически невиновным, так как приговор в отношении него не успел вступить в силу.

«NewsBalt» целиком и полностью поддерживает такую, несомненно, благую инициативу. Но со своей стороны хотелось бы отметить, что в странах Прибалтики, где едва прикрытый нацизм стал государственной политикой, а стареющие нацистские преступники объявлены «ветеранами войны», привлечь последних к ответственности будет крайне сложно.