В то время, как 46% норвежцев, опрошенных в ходе исследования, проведённого службой Respons Analyse (анализ мнений) верят в то, что полиция могла бы работать эффективнее, оставшиеся 54% не верят в способность правоохранителей защитить их от терроризма.
Министр юстиции Грете Фаремо утверждает, что предложения по улучшению работы полиции поступили сразу после теракта, унёсшего 77 жизней, однако, ресурсы правоохранительных органов ограничены бюджетом страны.
— Полиции в Норвегии, определённо, ещё есть над чем поработать, — цитирует министра «The Local».
Она добавила, что в целом система реагирования в экстренных ситуациях после событий 22 июля 2011 года улучшилась.
Судя по всему, увещеваниям министра не верят не только участники опроса, но и выжившие после учинённой Андерсом Брейвиком расправы.
Один из них, 29-летний Вегард Гросли Венесланд, 14 июля 2013 года заявил о своём намерении вместе с ещё 26-ю спасшимися в молодёжном лагере Норвежской рабочей партии на острове Утойя участвовать в выборах в парламент в сентябре 2013-го.
В тот памятный день Венесланд с несколькими другими молодыми людьми забаррикадировался в вагончике, спрятавшись под кроватями, им удалось уцелеть.
— Кое-кто пытался убить меня за то, во что я верю. Поэтому я собираюсь бороться за это, — приводит слова Венесланда издание «The Oslo Times». – Считается само собой разумеющимся, что мы можем свободно заниматься политикой. Так не должно быть.
Сентябрьские выборы в парламент будут первыми после теракта, но в участии в них молодых кандидатов нет ничего необычного, ведь в Норвегии, как и в других скандинавских странах, давняя традиция участия молодых людей в политике.
Все выжившие после тех трагических событий пойдут на выборы от Норвежской рабочей партии, они представляют в партии левое крыло — Лигу рабочей молодёжи (норв. AUF).
А Совет европейского отделения Движения против пропаганды ненависти 22 июля проведёт по всей Европе акцию при поддержке правительства Норвегии. Цель акции – почтить память жертв преступлений на почве расовой и религиозной ненависти, передаёт «The Nordic Page».
Но, увы, далеко не все норвежцы сочувствуют жертвам террориста Брейвика.
Так, музыкальный критик Бьорн Габриэльсен утверждает, что очень многие в Норвегии считают одного из сторонников Брейвика, арестованного во Франции рок-музыканта Кристиана «Варга» Викернеса «национальным сокровищем». Критик говорит, что в его стране стали «слишком терпимыми к нетерпимости».
— Мы, норвежцы, можем быть, пожалуй, слишком терпимыми к проявлениям тоталитаризма. Например, истории известны норвежские интеллектуалы, защищавшие Сталина. Признание Викернеса я бы назвал признаком нашего упадка. Пока наша жизнь в безопасности, мы приемлем такие вещи, — так прокомментировал Габриэльсен освобождение Викернеса.
Как известно, французские власти, арестовавшие бывшего поджигателя церквей, отпустили его уже через два дня.
По словам представителей полиции, улики против музыканта-неонациста оказались недостаточными. На допросе Викернес сказал, что четыре винтовки, которые приобрела его жена-француженка, были куплены для «занятия охотой», сообщает Newsinenglish.no.
По мнению «NewsBalt», подобные объяснения уместны, разве что, в детском саду. И, если сотрудники полиции готовы им верить, то стоит ли удивляться «внезапному» появлению очередного «стрелка» в одном из европейских городов?
Что же касается слов музыкального критика Габриэльсена, мы полностью согласны, что нельзя быть терпимым по отношению к разного рода неонацистам. Но хотелось бы ему напомнить, что как раз таки при пресловутом «сталинском тоталитаризме» терактов не было. И уж с чем точно не стоит связывать Брейвика, Викернеса и им подобных, так это с именем Сталина.