Правозащитник: Отрадно, что и в эстонской среде меняется общественное мнение о русском языке

Говорит председатель правления объединения «Русская школа Эстонии» Мстислав Русаков.

Правозащитник Мстислав Русаков рассказал о последних победах «Русской школы Эстонии» и о начавшем, по его мнению, меняться в лучшую сторону, отношении эстонской общественности к обучению на русском языке.

— Мы же работаем в режиме пожарной команды – если где-то что-то загорается, мы туда летим, стараемся потушить. Вот как, например, в Муствеэ. В этом городе, который называют столицей Причудья, одна русская гимназия, и ту хотели закрыть, преобразовав в основную школу. При этом в десятый класс русской гимназии подали заявления 10 человек, а в десятый класс эстонской гимназии – один, причём русскоязычный. Пришлось ехать туда и что-то решать. И так практически каждую неделю – то в Пярну, то в Калласте, то в Таллине…, — цитирует Русакова Postimees.ee.

По его словам, хотя к началу учебного года сложилась такая ситуация, когда переход гимназий на эстонский язык идёт полным ходом, четырём школам, добивавшимся исключения из этого правила, правительство повторно отказало, идея муниципальных гимназий с русским языком обучения если не снята с повестки дня, то отложена в долгий ящик, представители «Русской школы Эстонии» не впали в пессимизм.

— Меняется общественное мнение. И что особенно отрадно, не только в русской, но и в эстонской среде. Эстонские общественные деятели начинают делать заявления в духе: пусть русские учатся на русском языке, кому это мешает, — говорит Русаков.

В преддверии местных выборов представителям объединения уже поступают предложения баллотироваться. На вопрос, как он к этому относится, Русаков отвечает:

— Как минимум – спокойно, а как максимум – с одобрением. Если представители «Русской школы Эстонии» войдут в городское собрание Таллина, кому от этого будет плохо? Точно не нам. А по каким спискам они туда попадут, не важно. Главное, чтобы попали.

Сложно сказать, пытаются ли политические партии нас использовать. Я к этому отношусь без истерики. Если центристы используют нас, чтобы сохранить русский язык в русской школе, то и замечательно. В 2005 году центристка Майлис Репс очень активно способствовала эстонизации русской школы, теперь позиция партии изменилась. Начинали они с того, что школы не готовы к переходу, а с нашей подачи, после нашей конференции, вопрос встал иным образом: школа может выбирать себе язык обучения, у неё есть такое право. Социал-демократы сегодня проходят эволюцию центристов трёхлетней давности. Так что я бы ставил вопрос по-другому: это не нас используют, это мы используем, — говорит юрист-правозащитник.

Сам он пока ещё не решил, будет ли участвовать в выборах.

Примечательно, что дверь офиса «Русской школы Эстонии» украшает призыв, висевший в американских штабах времён Второй Мировой: «Сохраняйте спокойствие и продолжайте».

Совсем недавно «NewsBalt» сообщал, как «Русской школе Эстонии» удалось отстоять русскую гимназию в городе Муствеэ. Русаков тогда сказал, что этот случай является хорошим примером, поэтому «нельзя опускать руки и за свои права надо бороться до последнего».


Также по теме:

Эстонский правозащитник: Мы отстояли русскую гимназию!