Польский журналист: Национальная политика превратит Латвию в страну-призрак

Считает польский журналист Агата Пэжик.

Тема неграждан и проблем, возникающих в Латвии от неправильной национальной политики руководства страны, всё чаще поднимается в западных СМИ. «NewsBalt» перевёл статью польского корреспондента англоязычного издания «NewsStatesman» Агаты Пыжик. Вот какие впечатления возникли у неё после посещения Риги:

— В начале 2013-го года парламент Латвии проголосовал за вступление в еврозону. Страна за последние десятилетия дважды пережила экономический шок – в начале 90-х годов прошлого века и в 2008-м, когда она испытала глубочайшую рецессию в мире. Экономический рост и присоединение к еврозоне в январе 2014 видятся, как своего рода награда.

Об истинных чувствах жителей Латвии можно судить по результатам муниципальных выборов в июне 2013-го года, победу на которых одержала социал-демократическая партия «Центр согласия» (ЦС), выступающая против жёстких мер экономии. В национальной политике Латвии всё ещё отмечается разделение на этнических латышей и русскоговорящих – людей русского, белорусского и украинского происхождения – которые составляют одну треть населения. Тысячам представителей русскоязычных отказано в гражданстве и праве голоса.

Мнение ЦС, как русской партии, игнорируется правящей коалицией, образованной неолибералами и крайне-правым Национальным объединением, партия остаётся в оппозиции, несмотря на то, что во время парламентских выборов 2011-го она получила больше мест, чем любая другая отдельно взятая партия.

Латвия занимает третье место среди беднейших стран ЕС; 12,8% взрослого населения – безработные. Пособие по безработице выплачивается только 9 месяцев. Уровень безработицы среди молодёжи снизился почти вдвое по сравнению с 2010-м годом, когда он достиг своего пика и составлял 42% — но в скором времени правительство, частично следуя указанию Великобритании, планирует достичь благополучия при помощи направления на общественные работы, которые буду включать в себя обязательные работы, такие, как подметание улицы. Как результат – бегство населения. Приблизительно 30 000 человек в год покидают Латвию. Те, кто уезжают, молоды и часто хорошо образованы.

Последствия этого заметны в столице страны, Риге. Стоит потратить несколько мину, чтобы выехать на трамвае из старого города, на содержание которого выливаются потоки бюджетных денежных средств, и попадаешь в иную реальность. Такие городские районы, как Московский, застроены осыпающимися многоквартирными и пустыми деревянными домами; в них можно было бы снимать сцены с городом-призраком для малобюджетного вестерна. Общая картина запущенности оживляется только магазинами, торгующими алкоголем и поношенной одеждой (second-hand). Среди всего этого попадаются дешёвые гостиницы, которые служат для проведения холостяцких вечеринок на фоне общей разрухи.

Официальная история представляет собой взгляд в прошлое в сочетании с воспитанием этнического национализма, что ведёт к организации таких абсурдных мероприятий, как ежегодное празднование дня памяти латвийских дивизий «Waffen SS», объявленных злом, которое пришлось принять для борьбы с Советами.

Антирусская политика – лишь вуаль. За ней кроется попытка оправдать приватизацию и жёсткую экономию. Несмотря на переживаемый ею кризис, еврозона обладает особой притягательностью для бывших коммунистических стран, которым в числе немногих счастливчиков удалось вступить в ЕС в 2004-м. Эстония, Словакия и Словения вступили в еврозону — это стало для них чем-то вроде подтверждения того, что они наконец-то победили «призраков коммунизма» и доказали свою ценность.

Латышей часто сравнивают с греками, поскольку те тоже смиренно приняли меры жёсткой экономии, а теперь пожинают плоды. Но, возможно, именно эта неспособность к сопротивлению позволила им (грекам) не дать кому-то цинично манипулировать ими на основании этнического признака, который сегодня разделяет латвийское общество.