Палата общин британского парламента проголосовала против возможной военной операции против Сирии, призванной предотвратить дальнейшее использование химического оружия в этой стране.
После жарких споров предложенный правительством документ поддержали 272 парламентария, тогда как против проголосовали 285 депутатов.
Премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что британский парламент недвусмысленно дал понять, что выступает против военных действий в Сирии, и пообещал «действовать соответствующе».
Решение парламента, которое наблюдатели называют неожиданным, делает невозможным участие британских войск в любой операции под руководством сил США против режима Башара Асада.
Министр обороны страны Филип Хэммонд в интервью телепрограмме BBC Newsnight подтвердил, что Великобритания не будет участвовать в возможной совместной с США операции в Сирии.
США, однако, дали понять, что по-прежнему готовы воевать в Сирии и без участия Великобритании, однако продолжат консультироваться с Лондоном, который остаётся «одним из ближайших союзников и друзей» Вашингтона.
— Президент Барак Обама при принятии решений будет руководствоваться интересами Соединённых Штатов, — говорится в заявлении Белого Дома.
Сообщается, что, по мнению Обамы, в сирийском конфликте затронуты интересы США, и страны, нарушающие международные нормы использования химического оружия, должны за это ответить.
Как отмечают корреспонденты, неудача в своей стране стала ударом для премьер-министра Кэмерона, который уже смягчил свою позицию по военному вмешательству в ответ на призывы лейбористов дождаться больших доказательств того, что химическое оружие применили именно силы Асада.
Поправку, предложенную партией лейбористов и требовавшую «убедительных доказательств» ответственности за атаку властей Сирии, палата общин также отклонила.
Министр обороны Хэммонд заявил, что США «будут разочарованы тем, что Британия не примет участия» в любом военном ударе.
Однако, по его мнению, это вряд ли предотвратит военное вмешательство.
— Я не думаю, что отказ Британии от участия остановит какие-либо (военные) действия, — добавил он.
Даже если бы решение в четверг, 29 августа 2013 года, было положительным, парламентариям предстояло бы ещё одно голосование, прежде чем могло быть окончательно принято решение о военном вмешательстве.
Оппозиционная лейбористская партия настояла на том, что депутаты должны сначала проголосовать по вопросу об основаниях для вмешательства, а не санкционировать его как таковое. Военная операция могла начаться только после второго голосования в парламенте.
Политический обозреватель BBC Ник Робинсон ранее сообщал, что изменение вопроса, по которому в британском парламенте голосовали в четверг, стало победой для лейбористов, поскольку очевидно, что правительство не было уверено, кто выиграет голосование.
Тем не менее, проигрыш оказался неожиданным, отмечают корреспонденты. Лейбористы встретили бурными апплодисментами известие об отрицательном результате голосования по предложению правительства.
Лидер Лейбористской партии Эд Милибэнд ранее заявил, что парламент не должен подчиняться жёстким, искусственно придуманным срокам в решении о том, одобрять ли удар по Сирии.
По словам Милибэнда, он не намерен повторять ошибки, допущенные в прошлом, в частности, в Ираке. Он также подчеркнул необходимость дать время инспекторам ООН завершить свою работу.
В среду Великобритания представила в ООН проект резолюции, одобряющей «необходимые меры» для защиты мирного населения Сирии.
Президент США заявил в среду, 28 августа 2013 года, что он ещё не принял решения о военном нападении. Однако он выразил уверенность, что химоружие применили правительственные силы.
Сирийские власти со своей стороны настаивают, что атаку осуществили мятежники.
Генсекрерать ООН Пан Ги Мун ожидает, что инспекторы представят ему доклад в субботу, 31 августа.
«NewsBalt» дополняет, что в самих Соединённых Штатах идея вторжения в Сирию, мягко говоря, не пользуется популярностью среди населения. По результатам опроса, проведённого Realclearpolitics.com, лишь 9% респондентов поддержали нанесение ракетно-бомбового удара по Сирии. Вторжение в эту ближневосточную страну среди простых американцев ещё менее популярно, чем работа Конгресса, которую 15% опрошенных оценили положительно.