«NewsBalt» перевёл статью эксперта по обороне Александраса Матониса, опубликованную литовской газетой «The Lithuania Tribune», выходящей на английском языке. В ней эксперт пытается смоделировать сценарий нападения России на страны Прибалтики.
— Хотя сирийский кризис и далёк от прибалтийских государств, он рано или поздно отразится на Литве. Наихудший сценарий был предложен заведующим отделом стран Прибалтики Института стран СНГ Михаилом Александровым, который сказал, что Россия должна напасть на государства Прибалтики, если Соединённые Штаты нападут на Сирию.
По словам политолога, ввод российских войск пройдёт мирно, и большинство населения Латвии и Эстонии, скорее всего, примут захватчиков с распростёртыми объятиями. Хотя это и кажется нонсенсом, но как следует защищаться государствам Прибалтики в случае нападения?
Почти очевидно, что военный кризис в Прибалтике не продлится долго. Россия находится в процессе внедрения дорогостоящей и амбициозной программы модернизации своих военных возможностей к 2020-му году. Несмотря на это НАТО останется самой могущественной и хорошо обученной военной силой, чей потенциал основан на возможностях Америки. Поскольку затянувшийся конфликт, скорее всего, обострится и может привести к ядерной катастрофе, то военный кризис в Прибалтике может быть лишь местным и краткосрочным.
Не секрет, что у Москвы есть планы вторжения в государства Прибалтики. В 2009-м во время военных учений «Запад», российские и белорусские вооружённые силы отрабатывали защиту ранее оккупированной территории Прибалтики от прибывающих сил НАТО. Во время военных учений «Прорыв», прошедших в прошлом (2012-м) году, эти два государства также отрабатывали создание коридора, который соединил бы Калининградскую область с Белоруссией.
Сегодня Россия обладает тем же преимуществом по отношению к западным державам, которым обладала Германия по отношению к России в Первую мировую войну. Оно заключается не только в тяжёлом вооружении, имеющемся в Калининградской области, но и в болотистой местности – единственный путь в Прибалтику с запада проходит по Северной Польше. Вероятно, агрессор намерен перерезать его и, таким образом, войска НАТО смогут прибыть только по воздуху или по морю.
Потенциальный агрессор знает это. Скорее всего, ракеты «Искандер» класса «земля-земля», установленные в области (Калининградской) будут использованы для нанесения серии предупредительных ударов по целям, расположенным в радиусе 500 км – которые включают в себя литовские вооружённые силы, сконцентрированные в районе городка Рукла, Литовский механизированный пехотный батальон имени Великого князя Ольгерда и арсеналы в районе станции Линкайчяй и Клайпеды.
За ударами последует вторжение сухопутных войск и нападение с воздуха. В зависимости от оперативных целей, вооружённые силы агрессора будут двигаться из Калининграда на Каунас и Клайпеду и из Пскова на Шяуляй и Висагинас.
Сложно сказать, примет ли Белоруссия участие в нападении на Прибалтику. В любом случае, Россия, скорее всего, будет вольна использовать воздушное пространство Белоруссии для проведения военных операций и территорию в целях транзита.
Вероятно, литовские вооружённые силы будут реорганизованы и поделены на более мелкие, очень хорошо организованные и вооружённые подразделения, борьба которых будет основана на применении тактики партизанской войны. Сухопутные, специальные и добровольческие силы будут задействованы в операциях, имеющих своей целью нанесение максимально возможного урона атакующим, по всей стране. В то же время военно-морские силы, не имеющие серьёзного вооружения, с их бронеавтомобилями Sisu, стоящими в гаражах, будут неэффективны и уязвимы.
Прибывшие силы НАТО прежде всего постараются уничтожить систему противовоздушной обороны агрессора. После этого будут нанесены удары с воздуха по его сухопутным войскам. Дальнейшее непредсказуемо, т.к. никто не применяет тактическое ядерное оружие. Агрессор будет сокрушён и уничтожен, но последствия конфликта для государств Прибалтики могут стать трагическими.
Официальная доктрина России включает параграф об обязанности защищать лиц русской национальности, проживающих в иностранных государствах. Однако, чтобы получить поддержку и начать «освобождение», агрессору нужна соответствующая ситуация. Соответствующая ситуация требует наличия определённых предпосылок, таких как использование силы по отношению к нацменьшинствам или радикализации правящего режима. Вне всяких сомнений, западные державы также постараются решить проблему радикализации правящего режима, но если их бюрократические процедуры затянутся, то Россия или её союзники станут единственными, кто способен оказать помощь нуждающимся в ней.
Вторжение без единого выстрела станет возможным только в том случае, если информационная кампания России, которая продолжается вот уже 20 лет, будет успешной. Такие факторы, как отказ от влияния и ценностей Запада, тоже могут внести в неё свой вклад, — считает Матонис.
Политолог Александров, упомянутый литовским экспертом в первом же абзаце его статьи, так прокомментировал предложенный сценарий войны на своей странице в Facebook:
— Вот товарищ довольно реалистично оценивает первую фазу военной операции в Прибалтике. Затем правда сползает в наивные рассуждения. Мол, авиация НАТО все русские войска разбомбит. Смешно про это читать с учётом опыта Югославской операции, когда натовцы всего два танка уничтожили за месяц бомбардировок. Тут, скорее, от их авиационного парка ничего не останется.