Политолог: Химоружие могло попасть к сирийским боевикам только через Турцию

Так прокомментировал известный российский политолог и публицист Мехман Гафарлы заявление представителя Сирии в ООН Башара аль-Джаафари, а также информацию турецких ресурсов о снабжении сирийских мятежников.

Ещё 28 августа 2013 года представитель Сирии в ООН Башар аль-Джаафари осудил мятежников, применивших химической оружие, что дало иностранным державам повод для организации вооружённого вторжения в страну. В частности, дипломат заявил, что Запад и Турция «позволили террористическим группам создать лабораторию по изготовлению химического оружия на турецкой территории с использованием материалов, производимых в Турции, Саудовской Аравии и Катаре… и доставить это химическое оружие для его использования в Сирии».

Как оказалось, в тот же день на некоторых турецких сайтах (в частности, Turkish-media.com и Dunyabulteni.net) появилась любопытная информация, смысл которой сводится к следующему (перевод с турецкого — Narpolit.com): из достоверных источников сообщают, что 23 августа (2013-го года) через территорию южной области Турции Хатин проследовала колонна из 20 грузовиков грузоподъёмностью по 20 тонн каждый в сопровождении турецких военных, в т.ч., сотрудников спецслужб Турции. После пересечения границы в городе Идлиб колонну на территории Сирии встретили боевики группировки «Джабат-ан-Нусра». Со слов одного из турецких пограничников, в трёх грузовиках перевозилось химическое оружие. Что было в остальных автомашинах, пограничник не знает. Ни о каком пограничном контроле речь, разумеется, не шла…

Можно не сомневаться, что в случае применения химического оружия со стороны сирийской армии малейшие признаки этого были бы зафиксированы системами спутникового слежения. Но имевшие место факты применения этого оружия в пригородах Дамаска почему-то не фиксировал никто.

Конечно, никто не утверждает, что там было применено именно провезённое через Идлиб. Да и сама турецкая автоколонна с химоружием могла быть далеко не первой и не последней. Однако совокупность всех обстоятельств прямо указывает на истинных организаторов и исполнителей «маленькой химической войны».

Известный российский политолог и публицист Мехман Гафарлы так прокомментировал эту информацию для «NewsBalt»:

— Не имея твёрдых доказательств и ссылаясь только на газетные публикации, если даже они опубликованы в турецких изданиях, я не могу утверждать, что «Турция могла снабжать сирийских мятежников химическим оружием». Мы же не американские спецслужбы, чтобы, ссылаясь на сомнительные данные, собранные из социальных сетей, утверждать, что сирийская армия 21 августа применяла химическое оружие против мирного населения.

Однако, если логически рассуждать, то мы можем убедиться, что химическое оружие сирийским боевикам могло попасть только через Турцию. Для этого есть несколько обстоятельств, которые косвенно подтверждают эту информацию.

Во-первых, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган находится под сильнейшим давлением Вашингтона. Прошлой осенью в турецких СМИ разразился нешуточный скандал из-за того, что президент США Барак Обама с турецким премьером разговаривал в высоких тонах, даже в оскорбительной форме, но Эрдоган так и не смог ответить американскому президенту. Это давление усилилось особенно после того, как в конце мая в Турции начались массовые антиправительственные выступления. Турецкой «революции» удалось избежать лишь после того, как Эрдоган согласился выполнять все указания Вашингтона в сирийском конфликте. То есть, Эрдоган согласился помочь США в свержении сирийского президента Башара Асада в обмен на сохранение своей власти.

Во-вторых, с географической точки зрения только через территории Турции сирийские боевики получают любую помощь. С востока границы Сирии надёжно контролируются Ираном, который является союзником Башара Асада. Южные границы Сирии надёжно охраняют сами сирийские пограничники, с юго-запада границы Сирии находятся под контролем израильских пограничников, которые крайне отрицательно относятся к любым исламским боевикам, и, тем более, сирийским. С запада наземные границы Сирии надёжно охраняют боевики ливанского движения «Хезболла», которые воюют на стороне сирийских правительственных войск. С запада морское побережье Сирии надёжно охраняют сами сирийские моряки. Остаются только северные территории Сирии, которые граничат с Турцией, и значительная часть этой государственной границы вообще не контролируется сирийскими пограничниками. Именно через сирийско-турецкую границу сирийским повстанцам поставляются оружие, продовольствие, медикаменты, деньги и т.д.

В-третьих, три месяца назад — в середине июня турецкие спецслужбы заявили, что они поймали несколько сирийских повстанцев с газом зарин. Тогда российский МИД призвал турецкие власти тщательно расследовать этот инцидент. Но под давлением США турецкие власти закрыли это дело, и не было проведено никаких расследований. Ведь именно газ зарин был якобы использован 21 августа во время химической атаки в пригороде Дамаска Восточная Гута. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос: не тот ли зарин, который турецкие власти в июне изъяли у сирийских повстанцев, был использован во время химической атаки под Дамаском, или же химическое оружие, использованное 21 августа, с указанием Вашингтона сирийским боевикам поставлялись уже в новой партии через ту же Турцию.

В-четвёртых, из соседних Сирии стран только Турция является союзницей сирийских повстанцев и крайне заинтересована в падении режима Башара Асада. Сейчас турецкий премьер Эрдоган ведёт очень опасную игру в регионе, опираясь на помощь своего патрона — Вашингтона. Эрдоган хочет путём исламизации Турции и соседних стран, когда-то входящих в состав Османской империи, восстановить эту турецкую империю. В турецких СМИ, особенно на турецких телеканалах развернулась кампания по восхвалению Османской империи. Эрдоган мечтает отказаться от нынешней Турецкой Республики, созданной Кемалем Ататюрком, и вернуть турок и соседние народы в Османскую империю.

В нынешнем состоянии Турции такие дон-кихотовские идеи Эрдогана крайне опасная затея. Следует особо отметить, что правительство Эрдогана не только подвергает жизнь миллионов сирийцев опасности, но и играет судьбой самой Турции. Но эта затея Эрдогана для Турции может закончиться очень плачевно. Потому, что после длительной гражданской войны Сирия распадётся на три части — на суннитскую, шиитскую и курдскую территории. После появления ещё одного де-факто независимого курдского государства на обломках Сирии (де-факто уже один независимый Курдистан существует на севере Ирака), Анкара будет уже не в состоянии бороться с курдскими сепаратистами на юго-востоке Турции, и вскоре эти территории, где компактно проживают курды, также отколются от Турции, и появится большое курдское государство в регионе. Таким образом, правительство Реджепа Тайипа Эрдогана вместо восстановления Османской империи получит развал нынешней Турции.