Историк о «радости» министра обороны Латвии немецкому сапогу: Сказал, что думает

Так прокомментировал российский историк Александр Дюков заявление министра обороны Артиса Пабрикса.

Российский историк Александр Дюков считает, что на конференции в Риге (ежегодное мероприятие по вопросам внешней политики и безопасности) министр обороны Латвии Артис Пабрикс вовсе не оговорился.

— Высказывание министра обороны Латвии Артиса Пабрикса про «немецкий сапог», разумеется, не имеет отношение к рациональному. Я уверен, что если бы министр хоть немного подумал — он бы подобного не сказал. Но в пылу дискуссии с языка сорвалось не то, что должно произносить министру независимой страны, а то, что Пабрикс думает на самом деле. И эта спонтанная откровенность — не о современности, а о прошлом. Высказывание Пабрикса прекрасно демонстрирует обращённые в прошлое мечтания нынешней латвийской политической элиты. Мечтания о союзе с «хорошими» нацистами против «врага с Востока», готовность ради этого оказаться под оккупационным сапогом. В современности эти мечтания, в свою очередь, обуславливают иррациональную политику «противостояния России». Всё это интересный материал для психологических исследований, — прокомментировал Дюков оговорку Пабрикса для «NewsBalt».

Как известно, 9 сентября 2013 года на Рижской конференции, куда съехались триста политиков и экспертов из нескольких десятков стран, Пабрикс заявил:

— We are welcoming German boots on the ground here in Latvia ever since 1940 (Мы с 1940 года рады немецкому сапогу на латвийской земле), — цитирует министра Mixnews.lv.

Фраза вызвала шквал гневных и язвительных комментариев. Сам министр объяснил, что он в такой шутливой, ироничной форме напомнил о предстоящих этой осенью военных учениях «Steadfast Jazz 2013».

Может быть, Пабрикс действительно попытался пошутить, но шутка получилась «проговоркой по Фрейду». Потому что значительной частью латышей, воспитанных или перевоспитанных националистической пропагандой, нацистская оккупация воспринимается как этакое необременительное пребывание немецких военных на латвийской территории. Да, кое-кто пострадал: советские пленные, местные коммунисты, евреи, цыгане, но «нас» же это не коснулось… А вот советская «оккупация» — это воистину был ад. И неважно, что русские «оккупанты» оставили после себя заводы, пароходы, дома культуры, киностудию и прочее, а от немецких остались только ямы с набитыми доверху трупами… Пропаганда творит чудеса.

Тем удивительнее тот факт, что, согласно опросам, ностальгия по советским временам в Латвии растёт, и не только среди местных русских, но и среди латышей. Эксперты считают, что это связано с тоской по стабильному социально-экономическому укладу. Жизнь под European boots (европейскими сапогами) оказалась не столь прекрасной, как это виделось двадцать лет назад.

«NewsBalt» дополняет, что министр обороны Латвии всегда был склонен видеть угрозу для своей страны только со стороны России. Так, поездка латвийских школьников в российские лагеря вызвала у Пабрикса чуть ли не истерику.