Россия была права и должна сыграть главную роль в сирийском вопросе. Такое мнение в интервью «Rzeczpospolita» высказал глава МИД Польши Радек Сикорски.
— Это именно Россия, а не Запад первой заметила, что в сирийской войне нет простого деления сторон на авторитарный режим и демократическую оппозицию, – завяил накануне глава польской дипломатии.
В беседе с журналистом он подчеркнул, что сейчас «оптимальным сценарием было бы действительное и подлинное разоружение Сирии под контролем международного сообщества. При том, что Россия будет играть главную роль».
— Поскольку, — продолжил министр иностранных дел, – Россия, как главный поставщик оружия для Сирии, заинтересована в том, чтобы не дошло до военного удара по режиму Асада.
Радослав Сикорски заявил:
— Это был бы хороший способ для России, чтобы она показала, что является ответственным членом международного сообщества. Тем более, что нужно признать, что Россия в некоторых аспектах анализа ситуации оказалась права. В то время, когда многие на Западе комментировали сирийский кризис в парадигме войны за демократию между авторитарным режимом и демократической оппозицией, русские говорили, что разделение имеет более сложный характер. В этом они были правы. Но они не правы, когда говорят, что режим не применял химического оружия. Мне кажется, что есть путь для компромисса. В данный момент Россия хочет спасти Сирию от интервенции, а Соединенные Штаты не рвутся в бой. В такой ситуации кажется можно найти способ на нейтрализацию этой мины.
— Как вы полагаете, может ли быть реализовано российское предложение о взятии под контроль сирийского химического оружия?
— Нужно это попробовать. Может быть это только политическая игра, чтобы оттянуть время. Если Россия предложит конкретный план быстрых действий со своим участием в самой Сирии, это и будет проверкой российского предложения. Если Россия согласится на твёрдую резолюцию Совета Безопасности ООН по химическому разоружению Сирии с правом на атаку в случае обмана, значит, её предложение прошло тест на проверку.
— Вы сказали, что Россия должна сыграть первостепенную роль в сирийском вопросе. Какие может иметь последствия для Польши факт, что Россия снова является таким важным игроком в международной политике?
— Если бы Россия начала реализовывать свои амбиции великой страны, хотя бы стабилизируя ситуацию в странах Центральной Азии, где также наблюдается проникновение исламского радикализма, или в Сирии, то мы могли бы только одобрить такие действия. Я бы видел роль России в Сирии не только как участника контроля над оружием массового поражения. Я многократно разговаривал с министром Лавровым о том, что там имеется реальная угроза для христианского населения и одних из старейших на свете мест христианского культа. Это монастыри IV, V веков, люди, говорящие на арамейском языке, на котором говорил Иисус. Россия обязана прийти им на помощь. У России имеется традиция поддержки восточного христианства в этом регионе.
— А что, если бы сильная Россия сосредоточила своё внимание на нашем регионе?
— Украина, торговый оборот которой разделен примерно пополам между Россией и Евросоюзом, вступая в зону свободной торговли, не откажется от контактов с Россией. Так же как и мы, после вступления в ЕС и НАТО, имеем сейчас значительно больший торговый оборот с восточным соседом, чем это было раньше. Никто не отказывает России в праве иметь собственные интересы в отношениях с её соседями. Все зависит от способа их реализации.