Норвегия и Швеция неожиданно заявили об «авторстве» российской инициативы передать химическое оружие Сирии под международный контроль.
Согласно норвежской газете «Verdens Gang», министр иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде и его шведский коллега Карл Бильдт первые высказали идею изолировать сирийский конфликт с помощью запрета на химическое оружие.
— Я не могу сказать что у нас было готовое решение. Но очевидно мы повлияли на него, — цитирует издание главу внешнеполитического ведомства Норвегии. — Сирия не подписала конвенция по химическому оружию вместе с небольшим количеством стран, таких как Северная Корея, Южный Судан, Египет и Ангола. Все другие страны взяли на себя обязательства сообщать о своих запасах и планах уничтожения вооружения. Вот перед чем мы сейчас стоим.
Эйде надеется, что следующим шагом станет вхождение России в Сирию, чтобы взять контроль над химическим арсеналом Асада и проследить за тем, чтобы оружие было уничтожено.
— Опасность нападения всё ещё существует, но оно менее вероятно, чем было неделю назад, – сказал министр.
В свою очередь «NewsBalt» публикует хронику мирного решения сирийского кризиса. Вначале госсекретарь США Джон Керри, выступая на пресс-конференции в Лондоне 9 сентября, заявил, что президент Сирии Башар Асад может избежать бомбардировок, если передаст все химическое оружие в течение недели. После этого заявления глава российского МИД Сергей Лавров выступил с экстренным сообщением, призвав сирийское руководство передать химоружие под международный контроль.
Как только Россия согласилась на предложение США, Керри поспешил забрать свои слова обратно, заявив Лаврову, что его заявление носило «риторический характер». Но инициатива Россия была уже встречена международным сообществом как единственный шаг к дипломатическому урегулированию кризиса. В итоге президент США Барак Обама заявил 10 сентября, что в случае передачи химического оружия под контроль мирового сообщества, США «абсолютно точно» готовы взять паузу в военной операции против Сирии.
Накануне Асад в интервью телеканалу «Россия-24» назвал «разновидностью американской пропаганды» заявления США, что именно их военная угроза подвигла Сирию подписать конвенцию о запрете химического оружия. «Я хочу ещё раз подтвердить, что если бы не было российской инициативы, мы бы никогда не обсуждали этот вопрос с какой-либо другой страной», — сказал Асад.