Россия и США достигли цели по сирийскому вопросу, которая была поставлена в ходе разговора президентов России и США 5 сентября «на полях» саммита G20 в Санкт-Петербурге. Речь идёт о решении задачи постановки под международный контроль арсеналов сирийского химического оружия. Об этом сегодня, 14 сентября, заявил глава российского МИД Сергей Лавров после переговоров с госсекретарём США Джоном Керри в Женеве.
— Сегодня в рекордные, по-моему, сроки мы имеем согласованные российско-американские предложения – подчеркиваю, это только предложения – которым ещё предстоит обрести юридическую форму, — цитирует Лаврова официальный портал МИД РФ. — И, тем не менее, их значение трудно переоценить.
Лавров отдал должное американским партнёрам и переговорщикам, особенно Керри, «за конструктивный настрой на совместную работу».
— Отправной точкой в этой работе стало решение Дамаска о присоединении к Конвенции о запрещении химического оружия и готовность применять свои обязательства по этой Конвенции до формального (спустя тридцать дней) вступления этого документа в силу для Сирии, — продолжил Лавров. — Применение же Конвенции и выполнение Дамаском своих обязательств начнется гораздо раньше. Мы согласовали совместные шаги, которые будут предприняты нашими делегациями в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Конвенцией о запрещении химического оружия, и позволяют оперативно, без каких-либо задержек и осложнений решать конкретные задачи уничтожения химических арсеналов. Надеемся, что члены Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия поддержат российско-американские подходы и примут на предлагаемой нами основе решение о мерах по сирийскому химоружию.
Глава внешнеполитического ведомства России подчеркнул, что принципиально важно, что ответственность за отсутствие угроз международному персоналу, возложена на все без исключения сирийские стороны.
— Мы также договорились, что любые нарушения процедур, которые будут одобрены Исполнительным советом ОЗХО, касающиеся арсеналов сирийского химического оружия – как и любые факты применения химического оружия кем бы то ни было – будут рассматриваться в СБ ООН. В случае подтверждения таких фактов Совет Безопасности будет применять соразмерные конкретной ситуации меры.
Лавров отметил, что «мы с Керри чётко подтвердили нашу приверженность мирному урегулированию кризиса в Сирии».
— Рассчитываем, что, как и правительство Сирии, оппозиция ясно, без всяких отговорок заявит о своем согласии без предварительных условий участвовать в конференции «Женева-2» с единственной целью полного и всестороннего выполнения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года.
Наверное, вы уже видели сообщения из Нью-Йорка о примерной дате созыва такой конференции. Наши коллеги из Секретариата ООН называют октябрь – Россия была готова провести ее и в сентябре и даже раньше. Повторю, главное – добиться, чтобы все сирийские стороны были представлены на конференции не на каких-то особых условиях, а на основе выполнения Женевского коммюнике от 2012 года, в соответствии с которым сами сирийцы должны определять судьбу своей страны, — сказал Лавров.
В свою очередь Джон Керри подытожил встречу так:
— Первое — масштаб действий: мы достигли соглашений по объёму и типам химического оружия, которое находится в распоряжении у режима Асада. Второе: мы получили поддержку международного сообщества для решения вопроса об утилизации химического оружия.