«Чёрный Карлис» желает полностью вычистить русский язык из латвийского образования

Об этом заявил экс-глава Министерства образования и науки, ныне депутат Европарламента Карлис Шадурскис.

Печально знаменитый в Латвии экс-глава Министерства образования и науки Карлис Шадурскис (ныне депутат Европарламента, выдвинутый туда главной латвийской правящей партией «Единство») накануне заявил газете «Latvijas Avīze», что необходимо окончательно изгнать русский язык из государственной системы образования, начиная с детских садиков.

Напомним, что именно Шадурскис руководил Минобрнауки в период «реформы-2014», связанной с переводом русских школ на латышский язык и вызвавшей мощное противодействие русскоязычной общины. Сейчас он горд этим и рад за результаты реформы.

— Важнейшее достижение реформы-2004 — латышский язык из одного учебного предмета превратился в язык для освоения других предметов. Через несколько лет на централизованных экзаменах мы убедились, что качество не пострадало. Даже не слышно, чтобы по прошествии лет кто-либо критиковал реформу, хотя в своё время было сопротивление. Что касается моих нынешних предложений, то я предвижу очень острую реакцию России и её местных политических сателлитов, — добавил Шадурскис.

Кстати, насчёт отсутствия критики экс-министр сильно лукавит: ряд местных педагогов, начиная с экс-депутатов Сейма Якова Плинера и Валерия Бухвалова подвергли итоги реформы всестороннему уничтожающему разбору, опубликовав на эту тему ряд исследований.

Тем не менее, как считает Шадурскис, полный отказ от русского образования будет полезен даже с точки зрения повышения учительских зарплат.

— Если мы хотим, чтобы в школу приходили новые, многообещающие педагоги, ставка не может быть такой жалкой. В Европе принято платить педагогам 1,2-1,3 средней зарплаты в публичном секторе, которая у нас теперь составляет около 500 латов. Не вижу возможностей реализовать это при нынешней конструкции. Если на одной улице стоит полупустая латышская и полупустая русская школа, денег на повышение зарплат не хватит. Если же будет единая латышская школа, средства найдутся, — пояснил экс-министр.

«NewsBalt» напоминает, что в 2004 году Шадурскис получил от русских педагогов и учеников прозвище «чёрный Карлис». Они выходили на митинги и демонстрации протеста с песней: «Чёрный Карлис, что ж ты вьёшься над моею головой?»

Сейчас обладатель этого прозвища вновь раздувает огонь ксенофобии:

«Мы идём не к интеграции, а к разделению. А интеграция в Латвии может быть только латышской! Тенденции таковы, чтобы наша жизнь здесь становится всё более русской. Экономическая ценность русского языка в Латвии не сокращается. Пространство употребления, быть может, даже растёт. Представитель нацменьшинства может успешно жить и заниматься бизнесом, вообще не говоря по-латышски».

Это происходит из-за того, что «в системе образования мы, фактически, формируем две разные общины. Как вы помните, 10 лет назад произошли последние эволюционные изменения по созданию национальной системы образования. В 2004 году 60% предметов начали изучать по-латышски. Я совершенно уверен, что пришло время для следующего шага в реорганизации системы. Надо перейти на государственное финансирование латышского образования».

Напомним, что несколько лет назад националисты уже ставили вопрос о полном искоренении русского языка в школах на всенародное голосование. Но в сборе подписей о полном переводе русских школ на латышский язык, проходившем с 11 мая по 9 июня 2011 года, приняли участие лишь 112 608 избирателей. Соответственно, для организации полномасштабного референдума по этому вопросу «нацикам» не хватило свыше 30 000 подписей — согласно тогдашнему законодательству о референдумах, им необходимо было собрать не менее 153 232 голосов. Соответственно, надежды представителей Национального объединения VL-ТБ/ДННЛ, что уже с нового учебного года в сентябре 2011-го первые классы школ нацменьшинств перейдут на латышский, накрылись медным тазом.

В значительной степени случившееся стало приятным сюрпризом, поскольку даже многие деятели русскоязычной общины допускали, что националистам удастся добиться задуманного. Оппозиционный политик Владимир Линдерман, например, сказал, что ожидал результата в 400 000 подписей: «Я никогда не относился к этой их инициативе пренебрежительно, поскольку считал, что у Дзинтарса и его команды были очень высокие шансы достичь успеха. Но, тем не менее, я считаю, что 110 тысяч — все равно достаточно много. Это свидетельствует о том, что свой электорат ультрарадикалы увеличили. У нас в стране национализм как господствующая идеология, по-прежнему имеет сильные позиции. И если не будет поставлен предел, эта идеология будет расширяться и наступать. VL-ТБ/ДННЛ сейчас не утихомирится, хотя и проиграли данный опрос. Ясно, что они попытаются расширить свое представительство в сейме и продвигать эту идею уже через парламентскую трибуну».

Примечательно, что свои подписи под инициативой VL-ТБ/ДННЛ поставили столь знаковые в Латвии люди, как композитор Зигмар Лиепиньш, певец Иго (Родриго Фоминс), кардинал Янис Пуятс, певец и композитор Лаурис Рейникс, предприниматель и экс-глава Торгово-промышленной палаты (ныне министр культуры) Жанета Яунземе-Гренде, режиссёр Эдвинс Шноре (печально прославившийся грубой пропагандистской поделкой Soviet Story) и другие достаточно известные личности. Особо «порадовало» наличие в этом списке кардинала — христианские ценности налицо.

Тем не менее, тогда латышский народ отверг ксенофобскую инициативу – но сейчас отдельные политики, стремящиеся поднять свой рейтинг среди национально озабоченного электората, стремятся вновь её реанимировать.