Директор Института глобализации и социальных движений, эксперт ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Борис Кагарлицкий, вернувшийся из Германии, поделился с читателями «NewsBalt» своими наблюдениями за выборами в бундестаг.
— В воскресенье 22 сентября немецкие города выглядели так же, как и обычно. Иногда по скромным и аккуратным указателям можно было обнаружить там или тут избирательный участок, но ажиотажа вокруг них не было. Вечером, когда стали объявлять итоги, люди, как обычно, сидели в кафе или ресторанах, где никто не собирался у телевизоров в ожидании последних новостей, гуляли по улицам или просто сидели по домам, что вообще типично для провинциальной Германии. Тем не менее, явка избирателей была стабильно высокой, 71 процент граждан, имеющих право голоса, явились к урнам, — рассказывает эксперт.
Тем не менее, он отмечает, что то, как проголосовали немцы, повергло политиков и журналистов в полную растерянность. По его мнению, итоги голосования опровергли не только прогнозы социологов, но и привычную политическую логику, так как успехи, достигнутые одними партиями, обернулись для них серьёзными проблемами, а неудачные результаты других открыли для них неожиданные возможности и перспективы.
— Ангела Меркель добилась беспрецедентного триумфа, её Христианско-демократический союз в одиночку завоевал почти половину мест в Бундестаге. Получив 41,5% голосов, партия получила 311 депутатских мандатов. Провал партии свободных демократов, партнёров ХДС по коалиции, лишил госпожу-канцлера парламентского большинства и создал угрозу её отстранения от власти. В совокупности оппозиционные партии получили 319 мест, — уточнил Кагарлицкий.
Он отметил также провал социал-демократов, получивших 25,7% голосов и 192 мандатом. «У них не было ни сильного лидера, ни ясной программы, ни ярких лозунгов. Плакатов СДПГ на улицах было мало (в отличие от портретов Меркель, висевших буквально на каждом шагу). Агитационные материалы социал-демократов представляли собой фотографии скучных господ в пиджаках с подписями о важности создания новых рабочих мест», — рассказал эксперт о своих наблюдениях.
По его словам, Левая партия (die Linke) по сравнению с прошлыми выборами потеряла голоса, но по итогам выборов впервые за свою историю сделалась третьей по величине партией Германии и впервые получила теоретический шанс быть приглашённой в правительственную коалицию.
— Опорой Левой партии остаётся Восточный Берлин. Города Восточной Германии были завешаны плакатами die Linke, которые разительно отличались от всех остальных. Надо сказать, что на первый взгляд плакаты всех партий выглядят схоже: они совершенно одинакового размера и повторяют друг друга по композиции – фото кандидата или картинка, название партии, простенький слоган. Напротив, плакаты левых состояли почти исключительно из текста. В них говорилось очень конкретно о социальном законодательстве, жилищно-коммунальных расходах, заработной плате и других очень приземлённых вещах. Но чаще всего попадался плакат, призывающий избрать левых депутатов, потому что они «не продаются»», — поделился впечатлениями эксперт.