Представитель ЕС в России Вигаудас Ушацкас в интервью газете «Коммерсантъ» рассказал о перспективах российско-европейских отношений.
Заявление главы литовского МИДа Линаса Линкявичюса о возможности экономической блокады Калининградской области Ушацкас прокомментировал так:
— Да, он сказал это. Но его слова надо трактовать с учётом той сложной ситуации, которая сложилась на границе Литвы и России. Я имею в виду создание помех торговле, что неприемлемо. Этим вопросом надо заниматься, и не в последнюю очередь из-за пробок на таможне.
В этой связи я хотел бы вновь напомнить о важности взаимного доверия и уважения. Наши отношения прошли проверку временем, они динамично развиваются, но стоит, на мой взгляд, периодически подвергать их осмыслению, с тем, чтобы всегда ясно видеть цель, к которой мы идём. Это позволит нам понять, если мы что-то делаем не так и предпринять шаги для исправления ситуации. Мы бы хотели избавиться от барьеров и границ, которые нас разделяют, расширить экономические связи с Россией, активизировать контакты между людьми, торговлю и инвестиции.
Ушацкас не согласен с российскими экспертами, считающими, что в случае интеграции Украины с ЕС, промышленности этой страны угрожает чуть ли не полный коллапс.
— О том, с кем интегрироваться, должны судить сами украинцы. По примеру других стран, которые пошли на сближение с ЕС,— скажем, стран Восточной Европы — мы видим, что их экономикам это пошло только на пользу. Мы просчитали, что в случае присоединения Украины к рынку ЕС, её ВВП вырастет на 12%. В конце концов, дело не в цифрах и прогнозах, а в суверенном выборе страны. Тем более что речь ни в коей мере не идёт о процессе, направленном против России. Для ЕС сближение со странами «Восточного партнёрства» — естественный этап на пути к цели, о которой я уже неоднократно говорил: интегрированной экономике от Лиссабона и до Петропавловска-Камчатского, пояснил дипломат.
Он также сказал о причинах, по которым прорыва в переговорах об облегчении визового режима между Россией и ЕС в июне 2013-го года не произошло.
— Да, многие надеялись на это, но хочу напомнить, что ЕС был готов подписать соответствующие документы ещё год назад. Но потом Россия внезапно выдвинула дополнительные требования (по полному освобождению от виз обладателей служебных паспортов), и, как добросовестные партнёры, мы не могли их не учесть. Мы продолжаем переговоры на сей счёт. Занимаемся вопросами защищённости биометрических служебных паспортов и численностью таких документов (то есть, по сути, численностью людей, которые получат право на безвизовой въезд). Но хочу подчеркнуть: если бы этих дополнительных требований не было, соглашение об облечении визового режима, скорее всего, уже вступило бы в силу, — отметил Ушацкас.
Говоря о том, что визы уже были отменены для владельцев служебных паспортов из Молдавии и Украины, дипломат указал на следующее:
— Я бы не хотел сравнивать те или иные страны. Главное, что мы постепенно движемся к главной цели — полностью безвизовому режиму между ЕС и Россией. Я лично являюсь убеждённым сторонником отмены виз. Но мы должны быть реалистами и понимать, что этот процесс потребует времени.
По словам Ушацкаса, он не стал бы давать обещаний и о том, что вопрос об отмене виз будет решён на саммите Россия-ЕС в декабре 2013 года.
— Не хотел бы давать обещаний, которые не смогу выполнить. Я бы хотел, чтобы его подписали как можно быстрее. И хотел бы, чтобы мы быстрее воплощали «Совместные шаги» к безвизовому режиму — это наша долгосрочная цель. Но давайте будем честными: отмену виз нельзя резко ускорить, ставя искусственные «дедлайны» или обвиняя партнёров в том, что они медлят. В этом комплексном процессе задействовано большое число людей, учреждений. Главное, что у них есть цель и есть воля, а значит, будет и результат, — заключил глава представительства ЕС.
И «NewsBalt» полностью согласен с Ушацкасом в том, что обещаний он давать не может. Действительно, он не обладает соответствующими полномочиями, поэтому его отговорки понять можно. Чего не скажешь о руководстве ЕС. В особенности, когда Россия уже делает шаги навстречу, введя режим «72 часа без визы» для пассажиров паромов и для авиатуристов.