Медведев обнулил шансы Украины на вступление в Таможенный Союз при ассоциации с ЕС

По мнению российского премьера, «у европейцев полным-полно собственных проблем».

На совместной пресс-конференции премьеров России и Украины Дмитрия Медведева и Николая Азарова была обсуждена тема предполагаемой ассоциации Украины с Евросоюзом.

Глава российского правительства заявил:

— Очевидно, что Украина сделала определённый выбор, исходя из собственных национальных представлений о том, каким образом развивать интеграционные процессы. Считаем ли мы, что это какой-то драматический выбор или фатальный выбор? Нет, конечно, мы так не считаем. Мы считаем, что Украина как суверенное государство вправе делать любой выбор.

Медведев продолжил:

— Если позволите, я тоже попробую ответить на вопрос, почему Украина подписывает соглашение об ассоциированном членстве. Вот мой ответ: я не знаю. Не знаю. Это решение Украины. Выгод я здесь никаких особо не вижу, но, наверное, нашим украинским партнёрам виднее. Посмотрим, что будет происходить.

Могу лишь сказать, что Россия обладает огромным торговым оборотом с Европейским Союзом – 400 с лишним млрд долларов, – но у нас нет никакого соглашения об ассоциированном членстве, оно нам не нужно, и без этого всё нормально развивается. Выбор всегда за самой страной, выбор формы сотрудничества. Самое главное, чтобы эта форма не тормозила реальное развитие экономических процессов, чтобы она способствовала интеграции как с европейскими государствами, так и с другими государствами, о которых только что сказал Николай Янович.

Могу лишь одно сказать, что, конечно, после подписания соглашения об ассоциированном членстве (это наша открытая позиция, предельно простая, наша искренняя позиция) Украине будет очень трудно вступить в Таможенный Союз, если она того захочет. Я думаю, что шансы в этом случае, если говорить о полноценном, а не об ассоциированном членстве, не о наблюдении, практически будут нулевыми.

По мнению Медведева, «у европейцев полным-полно собственных проблем».

 — И я думаю, — продолжил премьер, — что руководство Еврокомиссии должно прежде всего озаботиться проблемами восстановления европейской экономики и недопущения кризиса на будущее, во всяком случае, мне кажется, что это гораздо важнее, чем смотреть по сторонам и критиковать партнёров.

В свою очередь Азаров, отвечая на вопрос «Эха Москвы» о том,  почему Украина подписывает соглашение об ассоциации с Евросоюзом, сказал:

— 20 лет не существует Советского Союза, лет десять последних Советский Союз распадался – 30 лет технологического отставания. Но есть у нас отдельная отрасль, где у нас ещё сохранились, будем говорить, передовые разработки… Практически отсутствует станкостроение современное – дальше продолжать или не надо? Поэтому никакого выбора мы не делали. Мы предпринимаем шаги, для того чтобы открыть доступ к неотягощённому таможенными пошлинами, барьерами и прочим, и прочим, достаточно высокотехнологичному рынку. Я считаю, что, заключив соглашение о зоне свободной торговли, получив режим максимального благоприятствования, обнулив практически пошлины для ввоза своих товаров, причём сразу обнулив, и сохранив для себя защитный период десятилетний, а по ряду моментов пятилетний, в течение которого мы будем постепенно сокращать защитные пошлины, мы, в общем-то, выиграли.

Да, есть риски, да, есть очень большие минусы. Мне приходилось… Я и сейчас полностью владею этой ситуацией. Что такое внедрение, например, технических стандартов, норм технического регулирования в нашей экономике, в нашем народном хозяйстве? Это колоссальные затраты. По оценкам специалистов, это где-то от 100 до 150–160 млрд евро в течение 10 лет. Но перед нами стоит дилемма: либо мы на это идём и двигаемся и догоняем, либо мы отстаём в своей определённой технологической отсталости. Вот и всё, дорогие коллеги из «Эха Москвы». Поэтому никакого мы выбора не делаем.