Льгота «72 часа без российской визы» для иностранных туристов, прибывающих морским путём в Калининградскую область, работает неэффективно из-за неразвитого туристского сервиса. Такое мнение высказал ведущий эксперт управления международных связей Балтийского федерального университета им. Канта, экс-консул России в Познани (Польша) Юрий Рожков-Юрьевский, выступая в г. Балтийске на научно-практическом семинаре «Пространственного планирования в регионе Вислинского залива», передаёт корреспондент «NewsBalt» с места события.
— В основном, льготой «72 часа без визы» пользуются туристы из ФРГ, — сказал эксперт. — Они заходят в Балтийск либо стоят на рейде Балтийска, а дальше начинается очень интересная ситуация. На борту парома – до 800 пассажиров, а у нас не возможности быстро обслужить такое количество человек. Большая проблема в ограниченности таможенного контроля как на выход, так и на вход. В итоге сход иностранных пассажиров на берег занимает очень много времени. Далее – зачастую нет нормального количества автобусов, которые могли бы организованно вывезти туристов в Калининград. Дорога Балтийск-Калининград также не приспособлена для систематического курсирования автобусов.
Рожков-Юрьевский привёл удручающую статистику заходов круизных судов и пассажирских паромов: за пять последних лет морской порт Калининграда посетило не более 150 пассажирских судов. Из них:
119 судозаходов небольших польских судов Agata и Ledy Assa на линии Гданьск-Балтийск (это так называемые «пьяные» рейсы, когда поляки, выходя в море, покупали на зоне duty-free алкоголь).
26 судозаходов парома Johannes Brahms из Фромборка в Калининград по Калининградскому заливу.
С 2008 года в Калининградскую область зашли всего 25 круизных судов, осуществляющих путешествия по Балтийскому морю. В 2008 году — два захода, в 2009-м — шесть, в 2010-м — пять, в 2011-м — пять, в 2012-м — семь заходов.
— 72 часа без визы — это уникальный инструмент для развития въездного туризма в Калининградской области, но такому проекту должно быть уделено серьёзное внимание со стороны региональных властей, — считает Рожков-Юрьевский. — Я приведу это на конкретном примере: первый иностранный пассажирский лайнер пришёл в Калининградскую области ещё в 1992 году — сразу после развала Советского Союза. И пришёл ни куда-нибудь, а в Балтийск — главную военно-морскую базу Балтийского флота. На совершенно закрытую территорию под шведским флагом! Это стало возможным, благодаря тогдашнему губернатору Юрию Семёновичу Маточкину. Смена же губернатора в дальнейшем не позволила организовать такие регулярные рейсы.