Одним из неожиданных итогов льготного пересечения российско-польской границы стало удивление поляков о том, что сегодняшний россиянин – с набитым кошельком и на автомобиле класса люкс. Об этом заявил руководитель польской социологической компании «Rynok i Opinia» Лукаш Мазуркевич, презентуя в Калининграде на II российско-польском форуме СМИ исследование общественного мнения поляков, проживающих на территории местного приграничного передвижения с Калининградской областью, передаёт корреспондент «NewsBalt» с места события – университета им. Канта.
— Сегодня поляки видят россиян совершенно в новой роли – в неизвестной доселе роли потребителя, — сказал Мазуркевич. – При этом, это не просто потребители — клиенты магазинов, ресторанов, но люди довольно с большими деньгами, зачастую приезжающие на машинах класса люкс. Для многих поляков это удивительно, потому что поляк ещё не так давно знал другой образ россиянина.
Согласно опросу, 83% респондентов видели гостей из России в течение последних 30 дней. Повсеместно замечаются автомобили с российским госномером «39» (72% опрошенных), прогуливающиеся либо делающие покупки россияне (70%).
Один из респондентов из управления города Бартошице отметил, что благодаря россиянам поляки «изменяют в своём сознании некоторые вещи» — например, дольше работают магазины и не закрываются магазины по воскресеньям. Ещё одна оценка калининградцев, высказанная персоналом ресторана русской кухни в Гданьске: «Русские приходят обычно парами или семьями. Как правило, много тратят и не обращают внимания на цены».
Социолог считает, что надо с уважением относиться к тому, что россияне приезжают в Польшу «с целью совершить покупки».
— Ведь многие международные контакты начинались именно с экономических отношений, — сказал Мазуркевич, — а другого рода контакты чуть позже начинаются.
Вместе с тем, по мнению социолога, отсутствие у потенциального польского туриста информации о преимуществах Калининграда способствует изоляции российского региона.
— Потенциал есть – поляки народ мобильный и чрезвычайно любят путешествовать, посещать соседние государства. Но большая часть поляков не знает, что такое Калининградская область, насколько она привлекательна, что здесь можно вкусно поесть, какие культурные заведения посетить, безопасно ли там с точки зрения рядового туриста.
По мнению социолога, главным шагом Калининграда должно стать масштабное информирование поляков о своих услугах и преимуществах. «Поляки — потенциальные туристы Калининградской области, — заключил Мазуркевич. — А отсутствие информации способствует изоляции Калининграда».
«NewsBalt» уточняет, что льготное пересечение российско-польской границы стартовало летом прошлого года. Местное приграничное передвижение возможно по специальным карточкам, которые выдаются всем жителям Калининградской области, а также северных воеводств Польши по упрощённой форме — без приглашения принимающей стороны и сразу на срок более двух лет.