Польский экономист: Когда Украина смотрит на Запад, её шоколад оказывается вреден для россиян

Об этом пишет ректор Высшей школы экономики в Варшаве Хенрик Борко.

Ректор Высшей школы экономики в Варшаве доктор экономики Хенрик Борко в своей аналитической статье «Славянская война» на страницах издания «Gazeta Finansowa» рассуждает о причинах торговых войн, которые Россия периодически ведёт со своими партнёрами, Украиной и Белоруссией.

— В конце августа в Белоруссии был задержан Владимир Баумгертнер, директор российского калиевого завода «Уралкалий». Причина – нанесение ущерба деятельности белорусского государственного калиевого концерна «Беларуськалий».

Баумгертнер в течение двух лет пытался овладеть белорусским концерном. Это позволило бы ему охватить 40% мирового рынка калиевой соли, используемой в сельском хозяйстве в качестве удобрения. В конце июня 2013 года «Уралкалий» сообщил, что заканчивает сотрудничество с белорусским партнёром в области экспорта калиевой соли при его посредничестве на европейские рынки из-за понесённых значительных убытков. Кроме того, Баумгертнер предупредил, что намеревается снизить цены калиевой соли с 400 до 300 долларов за тонну. Белорусы оценили, что это принесёт потери в размере около 1,5 млрд. долларов США, то есть 10% экспорта страны. Газета «Советская Беларусь» указывает, что имеет материалы, касающиеся применения россиянами демпинговых цен, с целью снизить стоимость завода «Беларуськалий» и его продукции, идущей на экспорт. По приглашению премьера Белоруссии (Михаил Мясникович) Баумгертнер прилетел в Минск на переговоры, касающиеся сотрудничества. Результат переговоров – арест и обвинение в причинении Белоруссии ущерба в размере 100 млн. долларов. Ещё один – это значительное падение акций «Уралкалия» на московской и лондонской биржах.

Белоруссия направила при посредничестве Интерпола международное письмо о преследовании группы управляющих «Уракалия», пребывающих в Москве. Кремль это письмо проигнорировал, выступил с острой реакцией, не получив результата в виде увольнения директора концерна. Минск имеет заложника, Кремль начинает торговую войну. Одновременно с этим идёт рассмотрение вопроса о выделении базы для российской авиации на территории Белоруссии и получения Минском очередного транша (шестого) стабилизационного кредита. В основе российско-белорусского конфликта лежит причина, скорее политическая, нежели экономическая. Действия белорусских властей направлены на то, чтобы умерить аппетиты российских олигархов, которые решили на территории братской республики рейдерским методом захватить… Президент Лукашенко в прошлом году заявил, что ему предлагали пять миллиардов долларов за продажу «Беларуськалия». Цена, предлагаемая россиянами, а конкретно – Сулейманом Керимовым – за предприятие составляла 10 млрд. долларов, белорусская сторона оценила завод в 30 млрд. долларов США. Отказ Лукашенко повлёк за собой то, что россияне применили иную тактику с целью захвата белорусского предприятия.

Автоматически россияне ограничивают экспорт нефти в Белоруссию. Причина – ремонт трубопровода «Дружба», который имеет особенность ремонтироваться тогда, когда получатель нефти конфликтует с Москвой…

«Транснефть» с начала сентября 2013-го года ограничила поставки в Белоруссию на 400 тысяч тонн нефти. Президент Российской Федерации Владимир Путин не предпринимает никаких действий, частично это делает его администрация, пытаясь ограничить развитие торговой войны. Через два дня после задержания директора российского концерна Кремль объявляет претензии касательно молочной продукции из Белоруссии. Подвергает дополнительным исследованиям 240 образцов молочной продукции, из которых 72 не отвечают показателям качества и безопасности.

Если между Россией и Белоруссией идёт манёвренная война, то с Украиной эта война уже позиционная. Причина – место Украины между Востоком и Западом. В долгосрочной перспективе логичным становится интерес Киева к большому и открытому рынку Европы, а не к экономике России. Киеву требуются инвестиции и технологии на уровне средних проектов, улучшения инвестиционного климата. Он рассчитывает, что это получит, принимая правила игры Евросоюза. В краткосрочной перспективе потеря российского рынка будет очень болезненна для экспорта украинских предприятий. В августе было признано, что украинский шоколад хуже влияет на здоровье россиян, чем белорусская сметана. Но и этого было мало, на российско-украинской границе был введён тщательный контроль – в результате замер взаимный торговый обмен. Федерация работодателей Украины (FRU) утверждает, что с 14 августа 2013-го года все украинские экспортёры были зачислены в группу риска. В 2012-м году в Россию с Украины были ввезены товары на общую стоимость около 27,5 млрд. долларов, в 2013-м году, согласно прогнозам, на 16,2 млрд. В июле ограничен беспошлинный ввоз украинских труб (их производит сторонник сближения с ЕС Виктор Пинчук), с августа российская санитарно-эпидемиологическая служба ввела запрет импорта из Украины продукции Roshen (её производитель Пётр Порошенко известен своими проевропейскими взглядами).

В обеих торговых войнах, в которые ввязалась Россия, есть ещё один пункт: соседи и традиционные торговые партнёры отличились отсутствием взаимопонимания, которое сопутствовало «интеграции». С одной стороны торговая война имеет место, когда прогнозы для российской экономики всё хуже, с другой – Россия теряет «союзников» в ходе ухудшения отношений с США и странами Европы на фоне сирийского конфликта. Для России конфликт на Ближнем Востоке – это манна небесная. Несколько долларов премии в цене барреля нефти важнее, чем выигранная или проигранная война с Белоруссией и Украиной.

У России есть уже почти двадцатилетний опыт в торговых конфликтах с Украиной и Белоруссией. 3 мая 1994 года «Газпром» приостановил поставки газа на Украину по причине долга в 900 млн. долларов США и без права задержки части продукции, предназначенной на экспорт в иные европейские страны. Киев заплатил 100 млн. долларов США и представил график оплаты долга. Очередные конфликты (1998 г.) касались ограничения сотрудничества энергосетей, причина – задолженность Украины в размере 130 млн. долларов.

1 января 2004 года «Газпром» приостановил поставки газа в Белоруссию по причине отказа белорусской стороны от создания совместного предприятия на базе «Белтрансгаза».

Двумя годами позже (январь 2006 г.) «Газпром» приостановил поставки газа на Украину по причине расхождений в цене. Россияне хотели 230 долларов за 1000 кубометров вместо 50. В ответ Киев принял часть российского газа транзитом, направленным на экспорт. Конфликт закончился компромиссом и ценой 95 долларов США.

В январе 2006 года россияне ограничили ввоз молока и мяса из Украины, потери украинских предприятий при этом составили около 50-60 млн. долларов. В феврале 2006 года Россия ограничила ввоз белорусского сахара, в ответ белорусы приостановили импорт российских сладостей и алкоголя… Январь 2009 года принёс российско-украинский конфликт, связанный с прекращением поставок природного газа. Результат – 18 европейских стран было лишено поставок. Причина конфликта – цена на газ: россияне хотели 450 долларов, украинцы давали 250 долларов за 1000 кубометров.

Очередные конфликты касались ограничений в поставках на российский рынок белорусских молочных продуктов, ограничения поставок российского газа в Белоруссию по причине задолженности. В результате оказалось, что россияне гораздо больше были должны белорусам за транзит газа в европейские страны. В феврале 2012 года россияне спровоцировали «сырную» войну с Украиной: в результате ограничения поставок сыров на российский рынок украинские предприниматели понесли убытки в размере 46,8 млн. долларов, — подчёркивает Борко.