Журналист и телеведущий Андрей Мамыкин в социальной сети Facebook объявил, что сегодня утром, 25 ноября, он ждёт в прямом эфире программы «Доброе утро!» с 7.00 вплоть до 8.00 на Первом балтийском канале (ПБК) мэра Риги Нила Ушакова, члена правления «Maxima Latvija» Гинтараса Ясинскаса и эксперта по архитектуре и строительству Сергея Мейеровица. Была заявлена тема «Кто виноват в трагедии в «Максиме»?»
Но после полуночи журналист написал в Facebook, что ни член правления Ясинскас, ни пресс-секретарь Виктория Гулбе на эфир ПБК не придут.
— Ещё в пятницу (22 ноября) была договорённость. И все эти дни они уверяли, что они «готовы к диалогу»… — возмущаелся Мамыкин.
Он уточняет, что его помощнице они позвонили лишь в 21.49 накануне в воскресенье, 24 ноября.
А мэр Риги Ушаков обсуждал с Мамыкиным в эфире уроки, которые город извлёк из трагедии.
— Тех, кого не достали живыми, не было шансов достать живыми. У находившихся под завалами не было возможности коммуницировать, — рассказывает Ушаков.
— В советское время дома строили — они стоят до сих пор! Потому что тогда была ответственность, а сейчас её нет! — возмущается позвонившая в эфир зрительница.
Ушаков согласен:
— Изъятых на месте материалов уже достаточно для начала следствия. В соцсетях волнуются, что здание «Максимы» сейчас снесут, чтобы скрыть улики. Это не так, происходит демонтаж опасных конструкций, одновременно собираются улики.
Мамыкин задаёт другой вопрос:
— Почему «Норвик-банк», «Дрогас» и «Нарвессен» вывели своих людей, а «Максима» нет?
— В нашей стране вообще нет привычки реагировать на сигналы тревоги. Случившееся показало, что надо работать с населением, и со взрослыми, и с детьми, — отвечает Ушаков.
Мэр также добавил, что решение о выплате 10 тыс. латов семье каждого погибшего и 5 тыс. – каждому пострадавшему при обрушении ТЦ Рижская дума приняла, исходя из того, сколько денег осталось в бюджете города на конец года.
Чуть позже в эфире «Доброго утра» появился строительный инженер Мейеровиц.
— В деле «Максима» нет ни одного задержанного, пишет LETA. Как вы думаете, найдут виновных? — спрашивает его Мамыкин.
— Найдут! Не найдут — заставим. О том, что такая трагедия возможна, я предупреждал ещё несколько лет назад. В Лиепае крыша магазина рушилась дважды. Над каждым, кто работает, должен быть контроль. Если ничего не изменить, наконец, будут ещё жертвы, — и не только в новострое, но и в старых зданиях, — объясняет гость программы.
— В соцсетях обсуждают, что все нужные разрешения можно получить, встретившись с приятелями за бутылочкой пива, — дополняет Мамыкин.
— Это сплетни, конечно. Тут другая проблема: советская поговорка «Экономика должна быть экономной», заказчик или инвестор определяет: столько у меня есть денег на стройку, надо экономить. Материалы берём попроще, — снега в Лиепае нет, крышу не надо так сильно укреплять, — и строители с ним соглашаются. Тогда если поставили такую крышу, а снег выпал, чистите её! Строителей надо выбирать так же тщательно, как врачей, особенно если речь идёт о домах, в которых будет жить или работать несколько поколений, — утверждает эксперт.
На следующий день после трагедии, в пятницу, 22 ноября, «NewsBalt» публиковал свидетельство очевидицы трагедии в ТЦ. Она писала как раз о том, что продавцов не выпускали из здания даже тогда, когда сигнализация работала уже час.
Кроме этого, в тот же день глава архитекторского бюро Kubs Зане Калинка сделала заявление, что ТЦ «Maxima» был якобы построен с соблюдением всех нормативов, а его крыша могла выдержать «и не такую нагрузку».
Меж тем, работники ТЦ «Maxima» уже давно замечали, что со зданием происходит что-то неладное. Однако, как пишет Delfi, люди отказались выступать перед камерами, поскольку боятся репрессий со стороны руководства торговой сети.
Cтроители, возводившие здание магазина, после зимы говорили, что основание потрескалось, и его необходимо укреплять. Сигнализация срабатывала в магазине регулярно, но покупателей выводили из помещений всего один раз.
— Весь склад был затоплен, раздевалки рабочих тоже в воде. На складе потолки держались на распорках, но позже их сняли, сказали, что можно обойтись и без них, — рассказали работники «Maxima».
Когда осенью на крышу здания стали выгружать чернозём, многие рабочие грустно шутили: видимо, нас готовят к жизни в гробу.
Бывший охранник одного из магазинов «Maxima» добавил к этому, что противопожарные сигнализации в магазинах устарели и не могут отличить дым от пыли.
— Все лишь гонятся за выручкой, о безопасности заботятся мало. С внутренней безопасностью всё совсем плохо, многие вообще работают без сертификатов, — свидетельствует охранник.