Учитель: Фильм, снятый эстонскими школьниками – провокация и плевок в души русских

Так оценил любительский фильм «Депортация», снятый эстонскими школьниками, учитель истории Таллинской Тынисмяэской реальной школы Игорь Калакаускас.

Учитель истории Таллинской Тынисмяэской реальной школы Игорь Калакаускас жёстко раскритиковал фильм «Депортация», снятый эстонскими школьниками из 21 школы Таллина, который заслужил поездку в Брюссель.

События этого фильма разворачиваются в Эстонии в марте 1949 года. Видеоряд — на русском языке с английскими субтитрами.

Международная кампания «Революция начинается с твоего фильма!», в ходе которой молодёжь из разных стран мира получила возможность представить на конкурс свои видеоистории, была объявлена в апреле. Патронами кампании выступили Целевое учреждение SA Unitas, бюро депутата Европарламента Тунне Келама и Молодёжное объединение «Открытая республика». Видео должны затрагивать тяжкие нарушения прав человека в прошлом или настоящем, а также их влияние на судьбы людей на примере собственной семьи или народов.

— Наши школьники тоже приняли участие, сняли, как могли, свои «нетленки», — рассказал Калакаускас Delfi. — Но когда я увидел «лучшее»… Я считаю, что снимать такие фильмы — это пытаться будить спящего дьявола. За спиной авторов явно стояли взрослые, которые подсказывали слова, которые должен произносить «русский полковник» и которые не пришли бы в голову парню, сыгравшему роль этого советского офицера, одетого почему-то в парадную форму старшего сержанта пограничных войск. Ребята играют убедительно, за кадром нет никаких комментариев, и у зрителя непременно сложится «правильная» картинка: мирная эстонская семья, беспощадный русский офицер и его мечущийся помощник.

По мнению Калакаускаса, это не дело школьников — снимать фильмы на столь чувствительные исторические темы.

— Пытаться уместить в пятиминутный ролик тему депортаций — трагедии многих советских народов — это втягивать молодёжь в опасные игры. Я ни в чем не виню молодых людей, но школьной студией, в которой всё это было смонтировано, руководит, по всей видимости, педагог. Мне очень жаль, что у него не хватило мудрости направить творческий процесс в более конструктивное русло. Мне очень жаль, что в Европе, где этот фильм, судя по всему, будет представлять Эстонию, будут смотреть именно такое кино.

Речь не об исторических искажениях. Речь об этических моментах. И об интеграции, о которой у нас любят говорить, когда требуют уважения к истории Эстонии. А когда требуется чуть более трепетное отношение к чувствам живущих в Эстонии русских, то тут же возникает глухая стена непонимания. На мой взгляд, выбор жюри — провокация и ещё один плевок в души русских.

Меж тем, исполнительный директор SA Unitas и представитель жюри конкурса SinuFilm Уве Поом пояснил, что жюри было нейтральным и оценивало видеоработы по четырём критериям: соответствие теме, соблюдение авторских прав, информация и её передача на языке кинематографии, музыкальное оформление.

По оценке Поома, работа учащихся 21 школы не является подчёркнуто уничижительной в отношении какой-либо национальности, опирается на историческую реальность, в том числе, изображая эстонцев-коллаборационистов, которые никак не выступали против несправедливости.

— У преступлений нет ни национальности, ни языка, это часть человеческой природы, и наша цель — донести это обстоятельство до молодёжи Эстонии. Независимо от национальности, родного языка и т.п. Надеемся, что так можно изменить стереотипное мышление, лежащее в основе проблем общества нашей страны, — отметил Поом.

Калакаускас, тем не менее, убеждён, что решение жюри было спекулятивным.

— И не надо говорить о критериях. Основной критерий для взрослых людей — это интеллигентность и ответственность. Ваше решение — это не ответственность, — написал учитель Поому.

Тот парировал:

— Это печально слышать, поскольку тогда вы не согласны с реальностью и действуете, не углубляясь в наши истинные мотивы и произошедшие события. Такого отношения я не ожидал бы ни от одного ответственного согражданина и партнёра по сотрудничеству, особенно если речь идёт об учителе истории, на ком, по-моему, лежит особая ответственность понимать события такими, какими они были.

Поом пояснил Delfi, что видеофильм «Депортация» жюри признало победителем первого этапа конкурса SinuFilm в рамках Международной кампании «Революция начинается с твоего фильма!».

— Надо было быстро решать, кто поедет в Брюссель, так как нас ограничили сроками. Второй этап конкурса завершится 1 декабря, когда закончится голосование за фильмы. Награждение лучших пройдёт 8-9 декабря, — добавил представитель жюри. Лучшие видео со всего мира станут частью крупных кинокартин и войдут в «Мировой фильм памяти» (World Memory Film), который поведает о разрушительном влиянии преступлений против человечности, сообщалось в апрельском пресс-релизе кампании.

Ранее «NewsBalt» неоднократно писал о провокационном немецком фильме «Наши матери, наши отцы», выставляющем воинов Красной Армии убийцами и насильниками. Но если в первом случае фильм был снят взрослыми людьми, отдающими себе отчёт, то «Депортацию» с чьей-то подачи сняли школьники.