Ущерб от «советской оккупации» Латвии оказался равным годовому бюджету России

Таков подсчёт, представленный специально для этого созданной комиссией.

В ноябре комиссия по подсчёту ущерба от советской оккупации Латвии продолжила приостановленную в 2009 году работу. Предполагается, что ей понадобится ещё два года, чтобы назвать конкретную сумму ущерба. Тем не менее, некоторые промежуточные цифры уже озвучены.

Рута Паздере, представитель организации, полное название которой звучит не иначе как «Комиссия по определению количества жертв и установлению мест массовых захоронений тоталитарного коммунистического оккупационного режима СССР, обобщению информации о репрессиях и массовых депортациях и подсчёту причинённого латвийскому государству и его жителям ущерба», назвала латвийскому изданию «Latvijas Avize» предварительную сумму ущерба, который оценивается в 150-200 миллиардов лат (285 млрд. евро)

Портал Delfi уточняет, что расчётный доход государственного бюджета России в 2013 году составит 285,69 млрд евро, то есть верхняя планка предварительных подсчётов латвийской комиссии по ироничной случайности равняется размеру доходов России. Для сравнения, по оценкам финансового портала Finmarket, «пострадавшее от оккупации» латвийское государство в том же году заработает 4,198 млрд евро, то есть в почти в 62 раза меньше.

Возобновившую работу с 11 ноября комиссию возглавляет советник министра юстиции Латвии и эксперт в области международных отношений Янис Томелс, организации выделили из бюджета 10 000 лат (14 230 евро). Если Россия вдруг бы приняла выставленный прибалтийской державой счёт и выплатила компенсации, то окупаемость работы комиссии в цифрах выглядит более чем внушительно.

Комиссия представлена 13 членами, среди них представители Генеральной прокуратуры, Военного музея Латвии, Исследовательского центра Прибалтики и Севера, Музея оккупации, Латвийского общества изучения оккупации, Латвийского университета, министерств экономики, обороны, иностранных дел, окружающей среды и регионального развития.

При этом работает комиссия бесплатно. Руководитель комиссии объясняет этот факт тем, что «члены комиссии — не исследователи», хотя в её состав входит аж четыре историка (Карлис Кангерис, Юрис Цигановс, Бонифацийс Даукштс, Инесе Дреймане).

На вопрос о том, может ли существование комиссии как-то повлиять на латвийско-российские отношения, Томелс ответил:

— Комиссия об этом не должна думать. Комиссия должна думать, как точнее подсчитать сумму причинённого ущерба.

Советник министра акцентировал внимание на том, что он является экспертом в области международных отношений.

— Я считаю, что мы слишком много волнуемся по поводу влияния различных повседневных вопросов на латвийско-российские отношения. Эти подсчёты, прежде всего, нужны нам самим, жителям Латвии, только потом будем думать, как они могут понравиться или не понравиться кому-то другому, — уверен он.

Представитель комиссии Паздере посетовала, что студенты в этой работе помочь не могут, поскольку не знают советской специфики.

— Поэтому мы должны успеть «поймать» тех людей, которые пережили то время и могут о нём рассказать, — уточнила она.

На просьбу назвать приоритеты ближайшего времени Паздере акцентировала значение предстоящей 13 декабря конференции «Промышленность Латвии до и после восстановления независимости».

— На момент оккупации в 1940 году промышленность Латвии была на более высоком уровне, чем в СССР, — утверждает Паздере.

Она подчеркнула, что людям нужно объяснить объективные причины закрытия отстроенных в советское время предприятий, поскольку распространено заблуждение о том, что экономику «разрушило государство».

«NewsBalt» дополняет, что Латвия, конечно же, не одинока в своём желании выставить России счёт за «советскую оккупацию». Например, в 2011-м году подобные претензии предъявила Молдавия. По подсчётам члена Комиссии по оценке коммунистического режима Вячеслава Стэвилэ, сумма ущерба составила около 28 млрд. долларов США. В том же году тему «советской оккупации» подняло и руководство Афганистана.

Что же до «объективных причин закрытия отстроенных в советское время предприятий», то сразу вспоминается история, рассказанная латвийским журналистом Юрием Алексеевым, о том, как завод по производству космического оборудования перешёл на изготовление горшков. Тут на самом деле есть чего объяснять…