Эстонский писатель: Своей ненавистью наш народ доведёт себя до смерти

Утверждает писатель Яак Урмет.

Эстонский писатель Яак Урмет (творческий псевдоним – Вимберг) на страницах портала Delfi пишет о причинах, по которым он испытывает стыд за свой народ и своё государство.

— Чем дальше, тем чаще и больший стыд я испытываю за своё государство. За Рийгикогу, за правительство, за коалицию. На самом деле — за весь эстонский народ.

Есть, конечно, очень много, так сказать, нормальных эстонцев, я знаю множество таких и общаюсь преимущественно с такими. Но я не слепой и не дурак, я знаю и вижу, что они, к сожалению, не задают тона в основной массе… Рассуждая здесь об эстонском народе или эстонцах, я имею в виду эстонский народ именно как массу, в которой черты нормальности размываются и растворяются вплоть до полного исчезновения.

За эстонский народ мне стыдно по причине многих вещей, но особенно мне стыдно перед славяноязычными жителями Эстонии, в том числе гражданами Эстонской Республики. Мне стыдно уже потому, что для эстонцев все они — «русские», хотя на самом деле среди них есть и украинцы, белорусы, евреи. Это хамство — не углубляясь, впихивать их под один национальный признак, особенно когда эта поверхностность ярко выражает отношение «плевать, кто они, по-эстонски они не говорят»…

Мне стыдно и за то, что за все время восстановленной независимости — 23 года — эстонцы не выказали ни малейшего усилия, чтобы поладить с живущими в Эстонии славянами. Более того, они сделали всё, что смогли и сумели, чтобы живущие в Эстонии славяне чувствовали себя в Эстонской Республике униженными — плохо и неудобно. Как равного здешнего славянина воспринимают лишь, если он делает большие дела в футбольной сборной Эстонии (к примеру, Константин Васильев, Сергей Парейко) или приносит Эстонии золотые медали (например, Николай Новосёлов).

История противоречий между эстонцами и славянами в означенный период времени настолько велика, что обзор потребовал бы целой книги, а не эссе. К этой истории относятся проблема гражданства, проблема серого паспорта (негражданина), проблема экзамена по эстонскому языку. Проблема Бронзового солдата. В недавнем прошлом — перевод 60% предметов в русских гимназиях на эстонский язык. Теперь всплыла и проблема двойного гражданства — в связи с историей 13-летней девочки из Кохтла-Ярве.

И опять Эстонская Республика (ЭР) в лице своего парламента показала то, что демонстрировала на протяжении всего периода вновь обретённой независимости: что ЭР считает людьми только 890 000 живущих здесь эстонцев, а не 356 000 также живущих здесь славян.

Да, посмотрите на цифры! Из 1,3-миллионного населения Эстонской Республики 356 000 человек для эстонцев и избранных ими государственных руководителей — недочеловеки. А я говорю, что общественное и политическое право голоса 356 000 славян очень значительно! Эстонцев в Эстонской Республике только в 2,5 раза больше, чем славян. У здешних славян как большой местной группы населения есть право на Эстонскую Республику. Чего у них на самом деле, конечно, нет.

Почему не давали, не дают и не дадут результатов ни технологическая интеграция, ни этнографическое переплетение? Этот процесс основывается на отношении, которое я сформулировал бы следующим образом:

«Становись, стервец, эстонцем! Но ты ведь не станешь, потому что ты venku, tibla, okupant, мы же это знаем. Если хочешь жить в Эстонской Республике, то будешь делать то, что мы прикажем. Перво-наперво забудь русский язык, русские корни, русскую культуру, в нашем государстве этой дряни места нет. Твои предки — оккупанты, понял! И если ты намерен чтить их, то ты — враг Эстонской Республики. Выучи эстонский язык и разговаривай повсюду лишь на нём, потому что русский язык нам слышать гадко. А заодно восхваляй и провозглашай всюду, как замечательна Эстонская Республика, особенно по сравнению с Россией. Если ты станешь делать всё это, то мы посчитаем тебя проинтегрированным, но не забывай, что мы постоянно держим тебя в поле зрения».

Такова истинная суть интеграции, или переплетения, если убрать красивые слова, текст руководителей проектов и прочий подобный камуфляж. Пожалуйста, кто желает интегрироваться?..

Скажу честно, если я был живущим в Эстонии славянином, послал бы такую унизительную программу интеграции куда подальше. Быть может, действительно при первой возможности сбежал бы из этого музейного государства. А если нет, то по крайней мере изолировал бы себя от эстонцев как можно дальше…

Господа из министерства обороны, ключ от независимости нашего государства — это не новый договор о базах, а настрой здешнего славянства! Это существенная разница — скажут 356 000 человек русским танкам «добро пожаловать» или нет.

Тема Бронзового солдата все ещё поднимает больной вопрос: неужели одному народу так трудно понять другой? 9 мая к Бронзовому солдату не ходили и не ходят, вынашивая планы крушения Эстонской Республики и свержения законной власти. Туда ходят, чтобы помянуть своих дедов, отцов и других близких, которые прошли Великую Отечественную войну.

Для эстонцев Вторая мировая была бессмысленной войной, когда надо было в нужное время спрятаться в лесу, чтобы не оказаться в мундире одной или другой стороны. Для русских Великая Отечественная война была войной против их Родины. Портрет Сталина, прикреплённый в этот день к памятнику, означает не воспевание оккупации Эстонии, а память о человеке, под руководством которого предки вышли в этой войне победителями…

Водораздел между эстонцами и здешними славянами сохраняется. Возможно, даже усугубляется. Это может продолжиться век, может — дольше. В конце концов, всё может обернуться, как в драме о мафии, где причин вражды уже никто не помнит, а вражда продолжается. Разумеется, если эстонский народ ещё будет.

Порой мне кажется, что великая ненависть переходит по генам и эстонцы просто доведут себя этой ненавистью до смерти…, — считает писатель.

Ранее «NewsBalt» публиковал заявление Урмета о том, что следующую «Бронзовую ночь» устроят уже сами эстонцы, быстро научившиеся европейской традиции требовать и бастовать.