Мнение: Новым законом Лукашенко оградит себя от повторения украинских событий

Такой закон, дающий особые полномочия президенту и силовикам, белорусские депутаты готовятся принять в ближайшее время

На этой неделе белорусские депутаты готовятся принять поправки в закон «О военном положении», которые расширяют это понятие и направлены на моментальное жёсткое реагирование властей при массовом народном протесте. Как оказалось, законопроект президент страны Александр Лукашенко внёс на рассмотрение в парламент ещё в декабре 2013 года, как раз когда протест в Киеве начал переходить в силовую плоскость. Но всё это время о существовании этого законопроекта не знал никто: о нём не сообщали официальные информагентства и СМИ, нет никакой информации на сайте законодательного органа.

Формально сейчас готовится к принятию только закон «О похоронной деятельности», а закона, связанного с военным положением, в природе не существует – в официально обнародованных планах работы парламента его нет. Обнаружился законопроект случайно, в конце прошлой недели, на национальном правовом интернет-портале Pravo.by. После этого депутаты уже не стали отрицать, что он действительно готовится к принятию.

— В парламенте закон находится с 9 декабря 2013 года. Мы наткнулись на него случайно, когда искали проект закона об альтернативной гражданской службе, — рассказал белорусскому изданию «Салідарнасць» координатор кампании «За альтернативную гражданскую службу» Михаил Пашкевич. — Если дополненный вариант закона одобрят, в случае введения военного положения силовики получат полный карт-бланш на любые действия.

Изменений в закон и в самом деле предлагается много. Начинаются они уже с первой статьи закона, с определения понятия военной угрозы, которая является основанием для введения военного положения. Теперь военной угрозой предлагается считать не только угрозу нападения на Белоруссию, как было прежде, но и «действия, направленные на инициирование в Республике Белоруссия массовых беспорядков… против независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Белоруссия».

Изменится и режим въезда-выезда. Ранее его можно было ограничивать для иностранных граждан и лиц без гражданства. После внесения изменений – для всех: «введение особого порядка пропуска через государственную границу Республики Белоруссия физических лиц, транспортных средств и товаров». Ограничений для банков ранее введение военного положения не предусматривало. Теперь же в случае его введения вводится и «ограничение или приостановление банковских операций и иной деятельности, осуществляемой банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями».

Далее – о СМИ. В прежней версии просто ограничивалась свобода печати «путём введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка её осуществления, а также введением военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, контролем за телефонными переговорами, установлением особого порядка аккредитации журналистов».

Также в новой версии появляется статья «Прослушивание и запись переговоров, осмотр почтовых и иных отправлений, телеграмм, обыск, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей и документов, транспортных средств и провозимых на них вещей, осмотр помещений в период военного положения производится без санкции прокурора или его заместителя».

Помимо этого в старой версии закона были статьи, обязывающие белорусские власти в трёхдневный срок с момента введения военного положения информировать генерального секретаря ООН о временных ограничениях прав и свобод граждан и о причинах принятия такого решения. Из новой редакции закона это положение исчезло.

Но более всего впечатляет новая редакция статьи 18 «Применение оружия, боевой и специальной техники». Её новая редакция гласит:

— Военнослужащие и сотрудники военизированных организаций, привлекаемые для обеспечения режима военного положения, не несут ответственности за вред, причинённый в связи с применением физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применением оружия в предусмотренных настоящим законом и иными законодательными актами случаях, если:

— ими не превышены пределы необходимой обороны или меры, необходимые для задержания лица, совершившего преступление;

— он действовал во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, отданного в установленном порядке, за исключением совершения им умышленного преступления по заведомо преступному приказу или распоряжению;

— он действовал в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости».

Нет сомнения, что белорусские депутаты примут новую редакцию закона «О военном положении» — после 1999 года не было прецедентов, когда бы парламент не принял единогласно то, что предложил ему Лукашенко. Вопрос только в том, в какой день это произойдёт. Но, как признают сами депутаты, закон будет принят уже до конца этой недели, вероятно — на закрытой сессии парламента.