Журналист о Ходорковском: «Майданная» отработка своего освобождения — политическое самоубийство

Так прокомментировал выступление экс-главы «ЮКОСа» в Киеве журналист и блогер Егор Холмогоров.

9 марта Михаил Ходорковский выступил со сцены на Майдане Незалежности в Киеве. Экс-глава «ЮКОСа» заявил, что участники протестных акций — «нормальные люди, которые отстояли свою свободу» и обвинил российские СМИ в пропагандистской кампании против Украины.

Выступая на пресс-конференции вскоре после своего помилования в конце 2013 года, Ходорковский обещал не заниматься политической деятельностью. Впрочем, все эксперты, опрошенные «Russia Today», увидели в выступлении Ходорковского именно политические амбиции.

— Ему это надо, чтобы бросить вызов Путину и вернуться в Россию победителем, чтобы начать серьёзную политическую борьбу с украинского плацдарма, который, по преимуществу, будет русскоязычным, в котором масса средств массовой информации русскоязычные, причём это достаточно свободное общество, где можно создать любые информационные системные анклавы, которые будут иметь большое влияние, в том числе, на российское пространство, — считает журналист и телеведущий Максим Шевченко.

По его мнению, «появление Ходорковского на Майдане — начало его политической борьбы. Начало открытой войны, которую он объявляет российской власти».

С Шевченко не согласен депутат Верховной рады Украины Олег Царёв. Он увидел в выступлении бывшего олигарха лишь попытку привлечь внимание к собственной персоне.

— Сегодня очень много людей, которые ушли из политики, пытаются поднять свой рейтинг путём того, что появляются на Майдане. Таким образом, на короткое время они оказываются под софитами, — говорит Царёв.

«Крупной политической ошибкой» назвал выступление Ходорковского главный редактор «Русского обозревателя» Егор Холмогоров. Он считает, что такая ошибка может иметь далеко идущие последствия — вплоть до конца Ходорковского как политической и общественной фигуры в России.

— Дело в том, что за исключением крайне узкой прослойки прозападно настроенных столичных людей, в России существует полный консенсус в обществе по вопросу майданной революции в Киеве, консенсус касательно позиции России по Крыму и начавшейся на юго-востоке Украины русской весне и русскому освободительному движению. Вполне очевидно, что Ходорковский выпадает из этого консенсуса. Любой политик из России, который стелется перед Майданом, является, по сути, политическим самоубийцей, — заявил политический обозреватель.

Впрочем, по мнению журналиста, Михаил Ходорковский мог действовать не в своих интересах, поскольку «связан теми или иными обязательствами с теми странами, которые пытались его освободить. Человек вынужден отрабатывать. Ходорковский ещё мог бы им пригодиться в более крупных проектах. Однако его использовали по мелочи для поддержки Майдана, но Майдану от этого никакой пользы, а Ходорковскому — большой убыток».

— Символический капитал, который ему удалось наработать за годы изображения из себя узника совести, он израсходовал, практически, мгновенно, — резюмирует Холмогоров.

4 марта на официальном сайте Ходорковского появилось заявление о том, что он готов выступить миротворцем в ситуации на Украине. По мнению Ходорковского, присутствие на Украине «независимых и известных миру людей» поможет остановить развитие конфликта.

Ранее «NewsBalt» публиковал статью директора Международной Хельсинкской федерации «За права человека» Аарона Родса, посвящённую выступлениям Ходорковского в Берлине. Родс отметил, что речи «башковитого либерала» (как он окрестил опального олигарха) местами попахивали национализмом и тоталитаризмом.