Польские СМИ: Перекопаем Висленскую косу из-за кризиса на Украине?

Соседи боятся, что Путина «встанет не с той ноги» и заблокирует судоходное движение в Польше.

Кажется, реализация амбициозного проекта по сооружению канала на Висленской (Балтийской) косе имеет все шансы всё-таки начаться. Причиной этого события может оказаться дипломатический кризис в отношениях с Россией, пишет «Trojmiasto.gazeta.pl».  

Проект по прокладке канала через косу не имеет такого стратегического значения для Польши, как строительство газопорта в Свиноустье, но неожиданно оказалось, что инвестиция может стать более актуальной, чем мы ожидали. 

Автор блога kmf.blog.pl (он не хотел, чтобы его цитировали под настоящей фамилией) пишет:

«Не должны ли мы в свете нынешней ситуации, в тот момент, когда царит национальное согласие [в отношении действий России. «NewsBalt»], вернуться к теме? Вопрос о торговом судоходстве по Висленскому (Балтийскому) заливу зависит не только от Польши, но и от России, а говоря точнее, от той ноги Путина, с которой он встанет после сна. Пару лет назад он уже заблокировал судоходное движение, а порт в Эльблонге попросту остановился.

Теперь, когда каждый видит, что король-то голый, что этот правитель не демократ, а авторитарист, может быть стоило бы снова вернуться к рассмотрению этой темы? Во время конференции Путина Польша была названа страной, в которой было взращено зло, сеющее хаос и разрушение. Вероятно, рано или поздно мы дождёмся каких-то последствий этого высказывания. Я догадываюсь, что они скажутся на малом приграничном перемещении или на закрытии залива. Из этой акватории нет другого выхода в Балтийское море, как только через Пилавский (Балтийский) пролив. Вопрос: что Польша, демократическая и независимая страна, может с этим поделать?». 

Ограничение безвизового движения было бы очень болезненным для торговцев из Трёхградья, где совершают покупки толпы россиян из Калининграда, продолжает издание «Trojmiasto.gazeta.pl». Поэтому местные власти в Польше не хотят заостряться на этой теме. Когда Поморская туристическая организация — PROT — объявила, что в связи с событиями на Украине намерена приостановить рекламную акцию, направленную на привлечение жителей Калининграда, эту информацию опроверг сам маршал (губернатор) воеводства. 

— Наша симпатия к украинцам не может стать ненавистью к русскому народу. Мы заинтересованы в близких отношениях с российским обществом, – заявил тогда маршал Мечислав Струк, член правящей партии «Гражданская платформа».

После его реакции руководство PROT извинилось за приостановку акции. 

elblag.jpg

Кружком указан единственный выход в море (на российской стороне). Поляки же хотят перекопать косу у себя.

А нужно ли ускорять работу над проектом канала на Висленской косе? Решение остается за правительством, а когда оно определится по этому вопросу, канал может быть готов в течение, по крайней мере, нескольких лет. 

— Я всегда повторял, что являюсь противником строительства канала в Сковронках за такую гигантскую сумму, который кроме того требовал бы не менее гигантских средств на содержание, – говорит Мечислав Струк. 

Полгода назад газета писала, что, проанализировав четыре места локализации на Висленской косе – Сковронки, Пшебрно, Новы Свят и Пяски, морское правление в Гдыне рекомендовало правительству обратить внимание на два последних. 

С учётом расходов было бы лучше, если бы это был Новы Свят. В этом пункте стоимость канала оценивается в 646 млн. злотых, а в Пясках уже 771 млн. Реальные расходы могут оказаться ещё выше, к тому же содержание канала обходилось бы ежегодно еще в несколько млн. злотых. 

— Мнение в отношении канала следует изменить, если в игру войдут важные политические аспекты. Если таковые появятся, то экономические вопросы отойдут на второй план, – говорит маршал Струк. – Но вопрос о том, кому этот канал будет нужен, всё равно остался бы актуальным. Кто реально заинтересован в использовании порта в Эльблонге или достаточно мелкого Висленского залива? У меня в связи с этим очень большие сомнения. 

Форсирующее реализацию инвестиции морское правление в Гдыне ранее подчеркивало, что благодаря каналу возрастёт уровень национальной безопасности, так как появятся пути морской эвакуации или «доставки сил и средств в Эльблонг». Подчёркивалось, что русские сознательно блокировали судоходство через Пилавский пролив.

Эти аргументы опроверг автор прогнозов по воздействию инвестиций на окружающую среду, доктор наук Мачей Пжевозняк из Гданьского политехнического университета. Он писал, что соглашение с Россией является политическим вопросом и выходит за рамки прогнозов, но такое соглашение возможно, на что указывает хотя бы договор между Польшей и Россией о малом приграничном перемещении, действующим на территории Калининградской области и части Поморского и Варминьско-мазурского воеводств. 

Из-за кризиса в Крыму ситуация изменилась, считает польское издание. Появился мощный политический аргумент в пользу строительства канала, который уже повлиял на местных избирателей, а в свете приближающихся выборов может сыграть ещё более важную роль вне зависимости от того, будет ли Висленская коса вообще когда-либо перекопана. 

«Оппозиция [«Право и справедливость»] провозглашала лозунги о строительстве «четвёртого порта Речи Посполитой», и как бы самонадеянно это не звучало, они подействовали на избирателей, и представитель «ПиС» уселся в кресло президента (мэра) города Эльблонг», — подчёркивает автор блога kmf.blog.pl.