Эксперт по Кавказу: Крымские татары не обещают лёгкой жизни никакой власти

Уверен бывший главный редактор ИА Regnum и эксперт по Кавказу Константин Казенин.

Бывший главный редактор ИА Regnum, эксперт по Кавказу Константин Казенин проанализировал проблему крымских татар, с которой, по его мнению, обязательно столкнётся Россия после присоединения региона.

— Сразу скажу: я никогда не занимался ими «в поле», а о тех, кем не занимался, вслух обычно не высказываюсь, даже в Facebook. Но сейчас, в виде исключения, буквально «пять копеек».

Дело в том, что по той картине, которая считывается из СМИ, ситуация у крымских татар в ряде моментов напоминает кавказскую. И сходство не только в наличии радикальных персонажей (где их нет-то, по нынешним турбулентным временам?). Есть другие важные параллели, не обещающие лёгкой жизни никакой власти в Крыму.

Во-первых, крайне напряжённая земельная ситуация: самозахваты земли как РЕСТИТУЦИЯ — восстановление крымскими татарами контроля над землёй, принадлежавшей им до сталинской депортации. На Северном Кавказе также есть несколько известных конфликтных узлов, связанных с тем, что потомки жителей, принудительно переселённых советской властью (там это не обязательно была депортация — хоть бы и переселение в соседний район), явочным порядком вернули себе землю, отобранную у их отцов. Ни по одному из этих конфликтов устойчивого решения — то есть такого решения, которое было бы выгодно для всех сторон — найти не удалось. В лучшем случае, получилось лишь временно «притушить» конфликты.

Во-вторых, в крымско-татарском обществе, очевидно, есть большие внутренние противоречия. Обстоятельного их описания нигде не встречал, но, по аналогии с Кавказом, рискну предположить, что привычные противопоставления – «пророссийский»/ «антироссийский», «традиционный/нетрадиционный ислам» и т.п. — это поверхностное выражение совершенно других конфликтов, которые на деле могут иметь разную природу — например, межклановую, межпоколенческую…

Каким бы чиновникам ни пришлось заниматься этими конфликтами, в их арсенале будут, скорее всего, два средства: (а) денежные вливания и (б) поддержка одного центра влияния внутри сообщества в противовес другим. Поддержка, в первую очередь, опять-таки денежная. Но закачивать деньги в расколотое сообщество — это как раз то, к чему приложимо любимое выражение Ирины Стародубровской (кандидат экономических наук, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики имени Гайдара. – «NewsBalt») «заливать пожар керосином»: внутренние конфликты от этого могут только возрастать.

И ещё один момент. Любое обсуждение вопросов, связанных с крымскими татарами, будет включать тему их реабилитации как репрессированного народа. А на Кавказе таких народов, как известно, тоже немало. И периодически звучат претензии к тому, как на данный момент осуществлена их реабилитация. Претензии касаются, например, административных границ: в составе северокавказских республик не восстановлены некоторые районы, существовавшие до депортаций и населённые как раз теми народами, которые были репрессированы. Эти проблемы есть от Кабардино-Балкарии до Дагестана. Теперь они могут стать резонанснее: следя за госполитикой в отношении крымских татар, кому-то на Кавказе захочется сопоставлять её с реабилитацией собственного народа, заявить о том, что и она не завершена. Эти заявления могут быть обоснованными или не очень, но во всех случаях «завершение реабилитации» потребует серьёзного согласования интересов, не сможет быть осуществлено одним «нажатием кнопки». Вот, как минимум, настолько всё будет непросто, — написал Казенин на своей странице в Facebook.