Журналист из США: Обаме придётся что-то добавить к «беззубым» санкциям против России

Считает постоянный автор американского журнала «The New Yorker» Джон Кэссиди.

Американский журналист Джон Кэссиди в своей статье «Putin`s Crimean History Lesson» («Крымский урок истории от Путина») на страницах журнала «The New Yorker», комментируя заявление президента России Владимира Путина о присоединении Крыма, рассуждает о возможных последствиях.

— Вызывающая речь президента Владимира Путина во вторник (18 марта) в Москве, за которой последовало подписание проекта договора о превращении Крыма в часть России, может быть истолкована двусмысленно. Из оптимистического прочтения следует, что реваншизм российского лидера и его бунт против Запада, по сути, является признанием слабости его страны и тех стеснённых обстоятельств, в которых она находится на протяжении двух десятилетий после краха Коммунизма (так у автора, с заглавной буквы). С пессимистической точки зрения, эффективной аннексией Крыма отмечено нечто новое и зловещее: не очередная Холодная война, а, скорее, возрождение шовинистического и захватнического русского национализма времён русских царей.

Можно привести доводы в пользу, как одного, так и другого толкования, но, вне зависимости от того, которое из них является правильным, военный демарш Путина требует более сильного ответа, чем тот жалкий набор санкций, который Соединённые Штаты и Европейский союз ввели в действие в понедельник. Неудивительно, что, после того, как санкции были объявлены, акции на московском фондовом рынке подскочили в цене, а многие российские чиновники просто посмеялись над ними (санкциями). Меры, принятые Белым домом, которые заключаются, главным образом, в замораживании зарубежных активов, принадлежащих российским и украинским чиновникам, и отказе им в визах, были направлены против людей, у которых, насколько нам известно, нет сколько-нибудь серьёзной зарубежной собственности или банковских счетов. Россияне, которые скупают дома в Кенсингтоне (богатый район Лондона) и квартиры с видом на Центральный парк (в Нью-Йорке) – близкие к Путину олигархи – были исключены из списка подлежащих санкциям, как и сам Путин…, — отмечает журналист.

Размышляя о том, что может последовать за Крымом, Кэссиди задаётся вопросом:

— Остановится ли на этом Путин? Или это означает развязывание рук русскому национализму в попытке не только укрепить имеющееся, но и выбить обратно кое-что из потерянного за последние 25 лет? Ответы на эти вопросы может не знать даже Путин…

Путин, несомненно, в определённом смысле, верит, что прибалтийские республики – Эстония, Латвия и Литва – снова входят в сферу российских интересов. Но, коль скоро эти страны уже являются членами Евросоюза и НАТО, он знает, что этого не произойдёт. спорными территориями являются Белоруссия и Украина, которые Путин считает членами русского клана…

В понедельник (17 марта) российское министерство иностранных дел выразило своё желание вести переговоры о будущем Украины, но его условия требовали: признания крымского референдума, военного нейтралитета (Украины, т.е. её невступления в НАТО), децентрализации власти для русскоязычных областей и официального признания русского вторым государственным языком на всей территории Украины. Тем временем, российские «туристы» продолжают нагнетать обстановку в восточных украинских городах, что может быть использовано, как предлог для отправки российских войск через проходящую рядом границу.

На данный момент Путин, в любом случае, оставит всё, как есть. Как большая торгующая держава с растущей деловой элитой, в массе своей – космополитами, Россия не может позволить себе самоустраниться от международного сообщества, как Иран или Советский Союз после его вторжения в Афганистан. Логика и собственная история Путина говорят о том, что он оттолкнёт Запад настолько далеко, насколько это возможно без причинения реального ущерба российской экономике, но не более того.

И сколь же широкую свободу действий предоставит ему Запад? Несмотря на все трансатлантические консультации, прошедшие за несколько последних недель, это ещё предстоит определить. В заявлении Белого дома отмечено, что президент подписал указ, уполномочивающий в будущем вводить санкции в отношении российской оборонной промышленности и «любых физических и юридических лиц, которые действуют от имени или оказывают материальную или любую другую поддержку любым высокопоставленным чиновникам российского правительства… Мы готовы применить эти полномочия прямо и целенаправленно, как того требуют события». После просмотра выступления Путина в Кремле, совершенно ясно, что президенту Обаме придётся применить эти полномочия. Беззубые санкции, уже применённые против политических сторонников Путина не изменили курс Кремля, — убеждён журналист.


Справка «NewsBalt». Кэссиди является штатным автором журнала «The New Yorker» с 1995-го. Он написал для журнала множество статей на разные темы, начиная с Алана Гринспена и Бена Бернанке (оба в разное время занимали пост председателя совета управляющих Федеральной резервной системой), заканчивая Иракской нефтяной промышленностью и экономикой Голливуда. Кроме этого, он ведёт свой блог на страницах журнала под заголовком «Рациональная иррациональность».