Выступая в лондонском офисе агентства Bloomberg, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, исполняющий роль специального уполномоченного «квартета» по ближневосточному урегулированию, в который входят ООН, ЕС, США, и Россия, подчеркнул, что ведущие державы должны «определиться» и поддержать группировки, «готовые к диалогу».
По словам экс-премьера Великобритании и спецпосланника «квартета», западные руководители обязаны поставить во главе повестки дня вопрос религиозного экстремизма и теснее сотрудничать с другими странами, «в особенности с Россией и Китаем», вне зависимости от имеющихся разногласий.
Блэр отметил, что угроза радикальных взглядов, искажающих «истинную идею ислама», расползается по всему миру.
— Эта угроза дестабилизирует сообщества людей и целые народы, она подрывает возможность мирного сосуществования в эпоху глобализации, — подчеркнул политик. — И перед лицом этой угрозы мы, как ни странно, отказываемся признать её и бессильны эффективно противостоять ей.
Он также призвал ведущих политиков мира признать абсурдность многомиллиардных затрат на то, чтобы обезопасить себя от идеологии, насаждаемой в школах и иных учреждениях стран, «с которыми мы тесно сотрудничаем в области безопасности и обороны».
— Некоторые из этих стран, конечно же, стремятся вырваться из тисков этой идеологии, но порой им очень трудно сделать это в рамках собственных политических ограничений, — добавил он. — От исхода этой борьбы между теми, кого мы называем открытыми и закрытыми для диалога, будет зависеть, станет ли XXI периодом мирного сосуществования или конфликта между представителями разных культур.
В интервью BBC незадолго до своего выступления в Лондоне Блэр заявил, что Запад несёт ответственность, и при этом заинтересован в том, чтобы у этой грандиозной битвы был правильный исход.
— Как бы люди ни надеялись, что мы можем отставить её в сторону и забыть о ней, это было бы ошибкой, — напомнил британский экс-премьер. — Мы просто обязаны вступить в эту борьбу.
Коснувшись Сирии, бывший политик признался, что понимает нежелание правительства своей страны прибегать к военному вмешательству.
При этом он заверил, что будь он у власти, он бы ещё два года назад добился введения над Сирией зоны, запретной для полётов военной авиации.
— Я знаю, какими серьёзными последствиями может обернуться военное вмешательство, — сказал Блэр. — Но если вы посмотрите на Сирию, то увидите последствия невмешательства, и за такое невмешательство мы заплатим очень высокую цену.