Министр обороны Белоруссии: «Цветным революциям» больше всего подвержены «внеблоковые» страны

Об этом сказал министр обороны Белоруссии Юрий Жадобин, выступая на III Московской конференции по международной безопасности.

Министр обороны Белоруссии Юрий Жадобин принял участие в III Московской конференции по международной безопасности, состоявшейся 23-24 мая 2014 года в гостинице «Украина». Выступление главы белорусского оборонного ведомства, посвящённое проблемам цветных революций, опубликовало «Военно-политическое обозрение».

«NewsBalt» приводит текст выступления Жадобина с некоторыми сокращениями:

— …Абсолютно солидарен с российскими коллегами в их оценке, что сегодня практически невозможно назвать вооружённые конфликты, которые бы носили исключительно внутренний характер. Они могут быть ограничены территорией одного государства но, по сути, представляют собой котёл, в котором бурлят и сталкиваются интересы не только политических, этнических, конфессиональных групп одного народа, но и интересы соседних стран, союзов государств, геополитических центров силы и негосударственных игроков.

Недавние события в Африке, на Ближнем Востоке – яркое тому подтверждение. Еще один пример тому – Чечня. Наши российские коллеги как никто другие знают, что у Хаттаба и его боевиков не было паспортов граждан Российской Федерации. А кто может сказать, сколько граждан Мали сражались с оружием в руках в недавнем вооружённом конфликте в Центральной Африке? Каков процент сирийских граждан в рядах сирийской повстанческой армии?

Всё это свидетельствует об интернационализации характера современных внутригосударственных вооружённых конфликтов. В их основу сегодня зачастую закладываются сформулированные ещё в конце прошлого века американским учёным Джином Шарпом «стратегии ненасильственного свержения власти». Или более современным языком или названием – цветных революций. А вообще, принцип «разделяй и властвуй» стар, как и сам мир…

Сегодня для смены власти в неугодной стране, фактически государственного переворота, широко используются организационно-финансовые, методические и технические меры. При этом их эффективность практически не зависит от социально-экономической и политической ситуации в стране-мишени. Подтверждением этому может служить тот факт, что в Ливии, Сирии, Египте народ явно не бедствовал, а социальные программы носили достаточно масштабный характер.

Как показывает практика, развалить можно как бедное, так и богатое государство. Но всё же есть закономерность. Более подвержены деструктивным центробежным силам те государства, где отсутствует твёрдая государственная власть, не действует информационная взаимосвязь власти с народом, процветает коррупция во властных эшелонах, а государственные интересы подменяются личной выгодой.

Кроме того, ещё одной закономерностью является то, что наиболее восприимчивы к цветным революциям те страны, которые пытаются вести на международной арене двойную игру, декларируя свою внеблоковость. Именно поэтому Белоруссия рассматривает своё участие в таких международных структурах как ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности), Таможенный союз, Союзное государство и других интеграционных объединениях как действенный фактор противодействия нетрадиционным рискам и угрозам военной безопасности в форме цветных революций.

Создание силовых механизмов, таких как коллективные силы оперативного реагирования, коллективные миротворческие силы, эффективное функционирование региональной группировки войск, единой региональной системы ПВО, вооружённых сил Белоруссии и Российской Федерации в рамках Союзного государства, – одно из действенных противоядий деструктивных силам…

Уже не один год идёт множество дебатов на различных форумах и в прессе о несостоятельности международных институтов в обеспечении безопасности. Немало было сломано копий о неповоротливости и инерционности механизмов принятия решений ООН, двойных стандартах организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Оценивая последствия цветных революций с точки зрения защиты базовых ценностей и прав человека, следует констатировать немалую долю истины в этих утверждениях.

Закреплённые в главе 7 Устава ООН «Классические формы применения военной силы с целью поддержания или восстановления международного мира и безопасности» сегодня явно не соответствуют изменившимся условиям. В условиях цветных революций становится недейственным механизм миротворчества, так как зачастую в этих военных конфликтах нет чёткой границы противоборствующих сторон. Воюют не только повстанцы и легитимные вооружённые силы, а и наёмники частных военных компаний, боевики радикальных партий молодёжных организаций, «солдаты удачи» международных террористических организаций. Другими словами, исчезает монополия и четкий контроль государства за использованием военной силы…

Для транснациональных и регулярных вооружённых формирований гражданство или национальность перестают играть не только определяющую, но и вообще сколь-нибудь существенную значимую роль. В таких условиях решение ООН о выдаче мандата на разъединение воюющих между собой террористических группировок или наёмников было бы просто нелогичным. Более того, аморфность позиции ООН по отношению к легитимности цветных революций… не позволяет оценить обоснованность и правомочность применения военной силы…

Ярким примером такого международного правового вакуума являются события на Украине, где при активной внешней поддержке со стороны Запада развязан внутренний вооружённый конфликт, а по сути – гражданская война, где гибнут люди, в том числе мирные жители.

Немаловажным аспектом, характеризующим опасность последствий цветных революций для систем международной региональной безопасности является высокая вероятность потери контроля над сохранностью вооружения и военной техники со стороны пришедших нелегитимным способом к власти сил…

В этих постреволюционных условиях теряется не только государственный контроль над вооружением, а что особенно важно – разрушается межгосударственная система контроля за военной деятельностью, основанная на международных договорах. Одним из негативных последствий для выстраивания системы европейской региональной безопасности можно назвать существование так называемых «серых зон» или территорий государств, на которые не распространяются меры контроля над вооружением. Это касается позиции стран Прибалтики в отношении контроля над вооружением в пределах их национальных границ.

Образование после цветных революций новых территориальных образований и государств, которые не участвуют в Договоре об обычных вооружённых силах в Европе может означать следующее – эти территории и страны могут стать ничем не ограниченным плацдармом для сосредоточения группировок войск и новейших вооружений…

Последствия использования военной силы в ходе цветной революции необходимо также связывать и с вероятностью возникновения гуманитарных катастроф, выражающихся в беспрецедентном росте миграции и числа беженцев. Всё это создаёт благодатную почву для торговли людьми, деятельности трансграничных преступных групп и наркокартелей.

Как у представителя страны, потерявшей каждого четвёртого гражданина на полях Второй мировой войны, у меня вызывает полное недоумение бездеятельность и отсутствие сколь-нибудь значимых санкций европейцев против этой деятельности.

На глобальном уровне информационное противоборство в ходе цветной революции ведёт к военно-политическому противостоянию, военному психозу со стороны геополитических центров сил. Под проводимую информационную кампанию отдельные государства значительно увеличивают военный бюджет. В свою очередь активизация военного производства, рост военных расходов в долгосрочной перспективе определяет внешнеполитический вектор этих государств, опирающихся на силовое решение возникающих в будущем проблем…

Особенно настораживает то, что в рамках активизирующихся мероприятий увеличивается численность группировок войск, создаются новые военные базы, интенсивно развиваются в военном отношении транспортная инфраструктура, продолжается модернизация военных аэродромов и портов. В части касающейся оперативной и боевой подготовки следует отметить рост интенсивности и масштабов учений. При этом основной целью проводимых и запланированных мероприятий становится проверка готовности отражать так называемые угрозы с Востока.

О какой безопасности может идти речь, если только сегодня на полигонах Польши и стран Прибалтики, а также в акватории Балтийского моря одновременно проводятся пять разновидовых учений ОВС НАТО различного уровня, объединённых единым замыслом. Таким образом можно говорить о том, что вследствие украинской цветной революции мирная инициатива, выдвинутая Россией и Белоруссией несколько лет назад и направленная на укрепление европейской безопасности, сегодня не может быть адекватно оценена нашими партнёрами из числа государств-членов НАТО. А ведь эта инициатива была направлена на уход от масштабной военной деятельности на границе ОДКБ-НАТО.