Отличник «Аэрофлота», командир пассажирского самолёта «Аэробус А32» Андрей Литвинов, говоря об изменении курса малайзийского «Боинга» над Польшей, пояснил, что, в целом, смена курса во время полёта — это нормальная практика. По его словам, иногда отклонение от курса может быть обусловлено грозовыми фронтами, но все эти действия обязательно фиксируются самописцами.
— Есть команда диспетчера, есть экипаж, который эту команду принимает. Поэтому все эти разговоры пишутся на плёнку. Что мешает сейчас украинским властям опубликовать эту плёнку, чтобы снять массу вопросов? Почему самолёт с курса ушёл, почему высоту поменял… Пусть опубликуют, пока суд да дело, переговоры диспетчера с экипажем. И мы многие вещи узнаем, и тогда возникнут другие вопросы. Это первый шаг к расследованию, тем более, всё равно их (бортовые самописцы) расшифровывать, всё равно их слушать надо. Пусть предъявят общественности. А то там бомбят, здесь они не могут доехать, тут ОБСЕ угрожают. Это всё можно продолжать до бесконечности, а время идёт, и улики пропадают. Поэтому, я думаю, украинская сторона не особо стремится проводить это расследование, — считает Литвинов.
Он продолжил:
— Ну а так как, Обама, сидя в кабинете, уже назвал виновной Россию, то и мы, сидя здесь, попробуем гипотетически возразить Обаме. Существует Украина, как государство, существует там президент Порошенко. Вот надо спросить: «Господин Порошенко, а Донецк – это Украина?» Он скажет: «Украина». «Луганск – это Украина?» Он скажет: «Украина». Он же не будет возражать.
Вот с территории Украины взлетела ракета и сбила мирный международный рейс… А кто её запустил – это вы разбирайтесь! А сейчас начинается, где им выгодно – там, значит, ополченцы, где им невыгодно – наоборот. Это спекуляция до бесконечности, которая тормозит расследование, начинаются огульные обвинения.
Говоря о возможном участии России в расследовании катастрофы, Литвинов подчеркнул:
— Моё мнение – не надо нашим специалистам туда лезть, расследовать эту катастрофу. Потому что потом мы начнём опять отмываться. Никто не сомневается в наших профессиональных хороших специалистах, но потом будут обвинять этих специалистов. Скажут: «А они специально сделали. А они всё сфальсифицировали»… Пускай они сами разбираются. Есть международная организация ИКАО (англ. ICAO, International Civil Aviation Organization – Международная организация гражданской авиации. – «НьюсБалт»), случилось это на территории Украины, пускай создаётся международная комиссия, а России, я считаю, туда не надо вмешиваться.
В ответ на вопрос «А кто будет следить за Украиной?» пилот предложил взять это на себя малайзийским и европейским властям, т.е. непосредственно тем странам, чьи пассажиры погибли.
— А нам туда категорически не надо лезть, потому что тогда мы вновь соберём весь этот негатив и всю эту грязь на нас, — добавил он.
Корреспондент «НьюсБалт» задал эксперту следующий вопрос:
— Заявление президента России по поводу авиакатастрофы было, скажем так, умеренно-сдержанным, как вы думаете, почему бы нам, представителям общественности, не убедить Владимира Владимировича добавить в это заявление, что коль скоро результатов расследования пока нет, мы считаем все слова Запада (США, Великобритании Польши и т.д.) о виновности России заведомо лживыми и лицемерными?
— Ну, наверное, ещё не подошло время сделать такое заявление, но я думаю, что он его сделает. Потому что время уходит. Знаете, даже когда случается дорожно-транспортное происшествие, и то сотрудники ДПС должны в течение часа приехать и всё замерить, сфотографировать и оформить документально. А это самолёт, и здесь очень много документации, очень много фактов, влияющих на расследование. Поэтому, я думаю, сейчас ещё несколько дней пройдёт, неделя, может быть. А потом можно смело делать такое заявление.