Единственный в Эстонии офицер, способный эксплуатировать зенитно-ракетный комплекс «Бук», отставной бригадный генерал сил обороны Урмас Роозимяги не верит в причастность России к недавнему крушению в Донецкой области малайзийского авиалайнера «Боинг 777», следовавшего рейсом MH17 в Куала-Лумпур из Амстердама.
Своими выводами военный эксперт поделился в интервью Delfi.ee. Портал «Балтия» уточняет, что Роозимяги получил военное образование в Киевском высшем зенитно-ракетном инженерном училище ещё в советское время.
Ниже редакция «НьюсБалт» приводит ответы на самые животрепещущие вопросы этого интервью:
— Кто все же сбил пассажирский самолёт?
— Я не верю, что Россия поставила бы себя под такой удар, переправляя «Буки» на Украину через границу. При оптическом спутниковом слежении в этом нет никакого смысла. Я не исключаю такой возможности, но вероятность небольшая. В том же регионе, где сбили самолёт, находились «Буки» как сепаратистов, так и армии Украины. Месяц назад так называемые сепаратисты разграбили часть ПВО в Луганске, у которой были «Буки».
Для того, чтобы предотвратить действия российских самолётов в воздушном пространстве Украины, Минобороны послало туда «Буки» и разведывательный радар «Кубо». В тот же район направили два Су-25Т (штурмовики), которые должны были работать вместе с «Буками».
Есть два интересных обстоятельства.
— Каких?
— Все пассажирские самолёты летают в определённых коридорах — они как воздушные шоссе. Перед несчастьем диспетчер приказал малайзийскому самолёту снизиться примерно на тысячу метров. Снизу же приближался украинский Су-25. Поскольку кабина Су-25 негерметична, его оптимальная высота полёта составляет пять километров, однако если её герметизировать и дать пилоту кислородную маску, он может подняться выше…
— Может ракету выпустили с территории России?
— Исключено. Дальность стрельбы «Бука» не позволит. На разных модификациях комплекс может поражать цели, летящие на высоте до 20 километров, в радиусе 30-40 километров, то есть стреляли с территории Украины.
— Если нет спутникового снимка?
— Тогда можно определить стрелявшего лишь одним способом. У каждой ракеты, также как и у автомобиля, есть свой ВИН-код: год выпуска, завод, номер и прочее. По упавшим обломкам специалисты могут установить, о какой ракете идёт речь. Был ли самолёт сбит самолётом ракетой «воздух-воздух» или ракетой «земля-воздух».
Посмотрите что происходит. Доступ к месту катастрофу преградили, потом там произошёл пожар, а украинская армия продолжила боевые действия. Это заметание следов.
И ещё, если все это организовали из России, то ракеты привезли с Крыма, то есть они числятся за украинской армией. После развала Советского Союза образовался большой бардак в сфере вооружений.
— Когда-нибудь выяснят правду?
— Только представьте себе, чтобы было, если выяснили, что мы имеем дело с ошибочным пуском украинской армии? Так ведь не может быть. Поэтому это следствие ни к чему не приведёт — вскоре вы это увидите.
Ранее «НьюсБалт» писал, что в немецких СМИ уже появилась информация о лётчике, следовавшем на штурмовике Су-25 за «Боингам», который признался, что стрелял.