Белорусский политолог Юрий Павловец прокомментировал для читателей «НьюсБалт» частые визиты польских властей в Минск после введения Россией контрсанкций.
«Польские яблоки, греческие персики, норвежский лосось и прочие европейские продукты, похоже, скоро превратятся в главные темы западных новостных агентств. Стоило России лишь немного ответить на проводимую против нее политику санкций, как оказалось, что Европа не может жить без многомилионного российского рынка, а попытки заменить его вряд ли будут успешными в ближайшей перспективе. Хотя европейцы и не оставляют попыток сделать хорошую мину при плохой игре.
Примером подобного поведения можно считать изменившийся тон Варшавы относительно Белоруссии. Уже сегодня, когда становится понятно, что большая часть польского урожая может попросту сгнить или пойти на корм скоту, чиновники из Варшавы зачастили в Минск, власти которого официально заявили о нежелании ограничивать импорт продуктов питания из ЕС так, как это сделала Россия. При этом визиты эти носят совершенно иной, нежели раньше характер – политические амбиции забыты, а на первый план вышли просьбы о помощи.
14 августа в Белоруссии находился министр сельского хозяйства Польши Марек Савицки, который приехал на встречу со своим белорусским коллегой, чтобы обсудить перспективы взаимодействия в сфере торговли и производства сельхозпродукции. Было решено, что в РБ дополнительно приедет ряд экспертов, а в двух странах проведут различные выставочные мероприятия с целью сблизить сельхозпроизводителей Польши и Белоруссии.
Казалось бы, в сложившейся ситуации нет ничего особенного, так как у польских фермеров нет иного пути, как искать дополнительные рынки сбыта. Однако то, что именно сейчас Варшава практически полностью перестала открыто обвинять официальный Минск в «диктатуре» и нарушениях демократических прав и свобод, заставляет по-иному посмотреть на принципиальность польской политики. Складывается впечатление, что в Польше вдруг пришли к единому мнению о том, что в Белоруссии за последние несколько недель произошли настолько серьёзные изменения, что теперь республика перестала быть «последней диктатурой Европы».
Более того, если Россия и дальше продолжит проводить политику санкций, то Варшава и вовсе может превратиться в лучшего друга и близкого партнёра белорусского президента, которого, как и Путина, ещё недавно считали одним из главных злодеев в Европе.
Подобная двуличность, которая присуща всей европейской политике, уже не в первый раз проявляет себя в отношении Белоруссии – когда европейцам что-то необходимо, они готовы закрыть глаза на все, лишь бы достигнуть нужного им результата. И поведение Варшавы яркое тому подтверждение.
Заместитель министра сельского хозяйства Польши Тадеуш Налевайк уже не стесняясь заявил, что Польша могла бы экспортировать в Белоруссию почти столько же яблок, как и в Евросоюз! Напомним, что в прошлом году Польша продала на общий европейский рынок 257 000 тонн фруктов стоимостью почти 100 миллионов евро, при этом в Белоруссию поставили почти 160 тыс. тонн яблок на сумму 75 млн. долларов США, а в Россию 705 тыс. тонн на сумму 389 млн. долларов США. И при этом недостатка в яблоках ни в РБ, ни в РФ не было.
Очевидно, что Белоруссии не просто не в состоянии в одиночку проглотить даже половину от объёмов, поставляемых ранее в Россию, но и переработать их: предприятия сельхоз переработки в стране, за редким исключением, устарели и не были модернизованы. Поэтому Варшава готова забыть прежние обиды и предложить Минску совместно наладить схемы серого реэкспорта продукции в так ненавистную ей Россию. При этом всегда можно будет продолжить поливать Москву грязью и говорить о своей приверженности санкционной политики Вашингтона и Брюсселя, попутно выторговывая у ЕС еще и многомиллионные компенсации».
К сожалению, приходится констатировать, что польско-белорусская схема выгодна всем, кроме России, для которой сегодня важно донести до затуманенного разума Европы идею о необходимости думать в современных условиях функционирования мировой экономики, прежде чем идти на поводу у Белого дома. Поэтому Москва сделает всё возможное, что бы не допустить обмана со стороны своего союзника. И если в Минске, по итогам различного рода телефонных и прямых переговоров на высшем уровне, всё же решаться пойти на сделку с Варшавой, это может весьма плачевно сказаться на её экономике в будущем – у Кремля всё ещё остаются серьёзные аргументы для более жёсткого разговора со своими белорусскими партнёрами.