Эксперт: Туск использует новое публичное пространство для «презентации» агрессивной позиции Польши к России

Такое мнение для читателей «НьюсБалт» высказал эксперт Европейского центра геополитических анализов Томаш Янковски.

Эксперт Европейского центра геополитических анализов Томаш Янковски прокомментировал для читателей «НьюсБалт» международные последствия избрания польского премьера Дональда Туска президентом Совета Европы.

Правовая база Совета Европы даёт основания полагать, что выбор её нового председателя не должен вести к появлению определённых последствий в сфере внешней политики Евросоюза, а кроме того не должен оказывать значительного влияния на её форму или направления развития. Дело в том, что на практике, несмотря на довольно широкие полномочия, Совет Европы не обладает правом самостоятельности и находится под управлением Еврокомиссии. Но тем не менее даже те немногие символические прерогативы, которыми обладает Совет Европы, могут вызвать конкретные последствия для обозначения приоритетов Евросоюза на международной арене.

В первую очередь следует обратить внимание на страну происхождения нового председателя. Польша без перерыва, на протяжении 25 лет — то есть весь период своего членства в ЕС — является представителем интересов США в Центрально-Европейском регионе, а кроме того является элементом связи Европы и США, осуществляемой через систему союзов и договоров, которые делают оба образования взаимозависимыми как в военно-оборонительной, так и в экономической областях. 

Нестабильность польской политической сцены не оказывает влияния на status quo направлений иностранной политики. И социал-демократы, и либералы, и консерваторы реализуют очень похожий сценарий. Правящая на протяжении семи лет «Гражданская платформа» под руководством Дональда Туска отдала Министерство иностранных дел в руки Радослава Сикорского, связанного когда-то с Американским институтом предпринимательства, а, как говорят некоторые, и с британской агентурой (во время советской интервенции в Афганистане). В означенный период мы наблюдали антироссийскую версию «Восточного партнёрства», которая, кстати говоря, является одной из причин нынешней дестабилизации на Украине.

Как раз в связи с этим вопросом можно предполагать, что Туск — даже будучи представительской фигурой — будет использовать данное ему публичное пространство для «презентации» агрессивной позиции Польши по отношению к восточному соседу в качестве позиции Евросоюза, или по крайней мере оказывать влияние на её формирование в этом русле.

Роль доверенного лица США, которую старательно реализуют очередные польские правительства, может также иметь ключевое значение для проведения переговоров по TTIP (договор о свободной торговле между ЕС и США).

Тут, по правде говоря, Дональд Туск не будет обладать такими значительными полномочиями, но тем не менее он будет одним из участников соглашения, если дело дойдёт до его подписания. Следует упомянуть, что договор о TTIP может стать спасением для погружающийся в кризис экономики США, предоставив последней внушительный рынок сбыта. Самую большую угрозу в виде негативных последствий этот договор может иметь для стран с положительным экономическим балансом, а также для производителей и экспортёров. И тут так же может иметь значение тот факт, что председатель Европейского Совета (по крайней мере теоретически) в этом конкретном аспекте не будет рисковать подставить под удар страну своего происхождения.

В то же время открытыми остаются вопросы о политике расширения Евросоюза и эвентуальном развитии оборонного потенциала ЕС. Что касается первого из вопросов, то создаётся впечатление что Евросоюз не способен к дальнейшему расширению, однако покидающий должность председателя совета министров Польши Туск может продолжать политику «сближения» с Украиной, находящейся под управлением националистической олигархии. В вопросе оборонной политики Дональд Туск может использовать пропагандистскую составляющую своей должности для оказания давления на США с целью принудить НАТО к наращиванию военного присутствия в Центрально-ёвропейском регионе, особенно на территории Польши, либо инициировать участие в этой сфере государств, входящих в ЕС.

Всё это, тем не менее, зависит от иных факторов, выходящих за пределы влияния председателя Европейского Совета. Первые шаги и высказывания новых высокопоставленных чиновников ЕС позволяют предполагать довольно слабое продолжение политики предшественников, то есть применение и расширение экономических санкций против Российской Федерации. 

К сожалению, возможность прекращения поддержки украинских путчистов, скорее всего, не просматривается, а это могло бы стать ключом для деэскалации напряжённости на линии Евросоюз-Россия. Может быть и к лучшему, что в этом вопросе Дональд Туск не будет иметь права решающего голоса.


Об авторе. Томаш Янковски (Tomasz Jankowski), Родился 13 ноября1988 года в Кракове. Изучал политологию 1-й ступени в университете г. Жешов и политологию 2-й ступени в Ягеллонском университете. Публицист, эксперт Европейского центра геополитических анализов, в том числе портала «Geopolityka.org», а также ежедневной газеты «Trybuna».