Шотландский референдум, независимо от математического провала, стал триумфом воли несогласного меньшинства. Такое мнение высказал юрист-международник, один из лидеров латвийского товарищества «Русская заря» Илларион Гирс, комментируя итоги голосования.
— Шотландцы с небольшим перевесом всё-таки проголосовали против развала Великобритании. Однако в отличие от Латвии по итогам языкового референдума никто там у руля из Лондона даже не заикнулся в духе латышского Домбровского (тогдашнего премьера Латвии. — «НьюсБалт»): «Маргиналы, которые этим референдумом хотели расколоть общество, потерпели поражение». Лондон рад итогам, но, понимая зыбкость положения, проявляет уважение к позиции тех, кто голосовал за вольную Шотландии от Великобритании — ведь шотландцы референдум могут и повторить, его текущий математический результат в перспективе лишь переменная со многими неизвестными.
Англосаксонская элита по итогам шотландского референдума демонстрирует образец благоразумия, которое правящей в Латвии элите едва ли доступно для понимания в силу того, что в Великобритании у руля всё-таки те, кто элитой является в смысле качественном (аксиологическом), а в Латвии преобладают те, кто элита лишь в смысле должностном (альтиметрическом).
Напомню, по итогам языкового референдума в Латвии (24,88% за и 74,8% против русского языка вторым государственным), латвийские чинуши латышского происхождения, всё высшее государственное руководство ЛР из таких, восторженно визжало о якобы нанесённом поражении русским латвийцам. Визг их был настолько нелепым, что окрикнули их тогда аж из нерасторопного ООН.
Из заявления эксперта ООН от 22.02.2012:
«Этот референдум не должен считаться победой одного сообщества над другим. Скорее он означает возможность улучшения диалога по правам меньшинств в Латвии [..] Должно быть ясно, что результат референдума в Латвии не умаляет обязательств Латвии по обеспечению прав представителей национальных меньшинств, включая права использовать их язык меньшинства».
Языковой референдум в Латвии 2012 года, также как и шотландский референдум в Великобритании 2014 года, независимо от математического провала стал триумфом воли несогласного меньшинства. Русские в Латвии тогда, как и шотландцы в Великобритании сейчас, своим референдумом абсолютно легитимно застолбили право оставаться самими собой несмотря на противление большинства, застолбили настолько, что в случае необходимости у них прибегнуть к естественному праву на восстание едва ли будут вопросы о легитимности основания.