Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил о радикальной реформе Соединённого королевства. Шотландцы, как было обещано, должны получить больше автономии. А чтобы остальная часть страны не волновалась об «особом» отношении к вчерашним бунтарям, англичане, валлийцы и североирландцы также должны будут извлечь выгоду из запланированной программы федерализации. Например, крупные города – такие как Лондон и Манчестер – могут претендовать на часть налогов предприятий для городской казны (чего долгое время добивается мэр Лондона Борис Джонсон). Детали реформы должны в рекордно короткие сроки, до января, лежать уже на столе премьера.
Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» перевёл на русский язык мнение собкора немецкого журнала «Шпигель» в Великобритании Карстена Волкери, прокомментировавшего итоги референдума о независимости Шотландии:
Жертвой этих преобразованиё станет в конечном счёте сам премьер. И факт, что самый могущественный человек Великобритании великодушно распоряжается своей властью, показывает, как сильно этот референдум ослабил Кэмерона.
Лидер Тори Дэвид Кэмерон знает, что он чудом избежал исторического позора. Две недели выглядели таким образом, будто он может остаться в истории премьером, при котором распадётся Великобритания. Но 55% шотландцев проголосовали против независимости. Кэмерону снова повезло.
Даже если лагерь кампании «Нет» выиграл – победителем Кэмерон не может себя чувствовать. Его коллеги по партии сетуют, что он легкомысленно подверг риску страну. Премьер утвердил референдум и настоял на вопросе «Да-Нет», который неделю вселял в британцев страх перед завтрашним днем. За несколько дней до голосования Кэмерон панически сделал шотландцам «дорогое» обещание.
С давних пор конституционные реформы тяжело протекают в Великобритании. С 2010 года либерально-консервативное правительство Кэмерона уже дважды терпело поражение из-за собственных амбиций. Новое альтернативное право выбора потерпело сокрушительное поражение на гражданском референдуме. И реформа об «устаревшей» Палате лордов так и осталась на уровне дебатов. Не исключено, что и новая реформа Кэмерона также ограничится лишь болтовнёй.
Федерализация, однако, вероятно, может не быть остановлена. Какие-нибудь компромиссы должны быть всё же найдены. Шотландские националисты поймали Кэмерона на слове. И английские депутаты не примут никаких других прав, кроме как установление баланса. Таковы новые изменения после референдума. И ничего другого премьеру не остаётся, как участвовать в игре.