Экс-депутат: Литва, как камбала – оба глаза смотрят в одну сторону

Литва остается внутренне расколотым государством, считает один из подписантов Акта о независимости Литвы Роландас Паулаускас.

Экс-депутат Верховного Совета Литвы и один из подписантов Акта о независимости Литвы Роландас Паулаускас сравнил современную Литву с камбалой – оба глаза смотрят в одну сторону. Литовское общество остаётся расколотым чётким делением на «врагов» и «своих», сказал бывший политик в интервью "Sauksmas.lt".

Причина – чрезмерно прямолинейный подход к таким вопросам, как история Литвы советского периода, послевоенного антисоветского подполья в республике, членство в НАТО или события на Украине.

Ни современное образование, ни действия политиков не ведут к тому, чтобы предоставить обществу всю, а не половинчатую правду о важных моментах литовской истории и тех стран, в составе которых Литва находилась в разные эпохи.

Как пример, Паулаускас приводит следующий факт: в июле 1945 г. Черчилль планировал войну против Советского Союза, надеясь нанести по нему удар, пока он не оправился от войны. План не удался. США после войны разрабатывали планы атомной бомбардировки СССР, но СССР сам смог создать атомную бомбу, и планы США провалились.

Антисоветское подполье надеялось на приход американцев, и, получается, их надежды не были беспочвенны. Но остается без ответа вопрос: кого считать патриотами Литвы – тех, кто сражался с немцами и устанавливал советскую власть, или тех, кто воевал против Советов, и ждал прихода американцев?

Сам Паулаускас считает, что блага Литве желали и те, и другие, но видели это благо каждый по-своему. Ошибка современных литовских политиков – выпячивание одних исторических фактов, и замалчивание других. Например, не очень принято говорить о карательных акциях гитлеровцев против мирного литовского населения, но модно обсуждать действия НКВД. «Тысячи людей, погибших после войны и не от рук Москвы – это тоже реальность», — напоминает Паулаускас.

История большевизма тоже остается малоизученной темой, несмотря на горы написанной литературы об этом. Например, умалчивается о закулисной роли Запада, начиная с конца XIX в., в деле взращивания большевистского движения в Российской империи.

«Тот же Герцен в Лондоне превратился в глашатая борьбы с царизмом», — указывает Паулаускас. — Герцену всё это дело оплатили Ротшильды. Когда он переписывался с Марксом, его адресом был «Банк Ротшильда, Лондон»…Влияние Герцена и Лондона на революции в Литве нам, совершенно, раскрыто не было. А теперь я уже знаю, что те восстания 1831 и 1863 годов, которые произошли в Литве, в то время входившей в состав Российской империи, финансировались теми же Ротшильдами».

Причины? В Первую мировую войну у России были возможности выйти к Средиземноморью, но на немецкие деньги был осуществлен большевистский переворот.

Литва — малозначительная деталь в геополитическом противостоянии англосаксов и Российской империи, но она всегда вовлечена в эту борьбу. Нынешнему поколению литовцев подали лишь часть правды, отсюда и политические конфликты, раздирающие литовское общество.

«Литва – расколота. Одни ждут НАТО, другие полагают, что ничего хорошего от этого не получится…Евросоюз является игроком второй линии…Высказывание Байдена «Мы заставили Европу применить санкции», яснее и не скажешь…конфликт на самом деле между Китаем, Россией, Соединенными Штатами…Вот три главных игрока», — говорит Паулаускас.

Комментируя события на Украине, он снова указывает на полярность взглядов среди граждан Литвы. Одни поддерживают Киев, и считают агрессором Москву. Другие поддерживают Новороссию, и считают агрессором США и Европу. «Странно, что из-за Украины мы готовы друг другу глаза выдрать», — констатирует Паулаускас проблему.

Вопрос о том, какие памятники ставить в республике – животрепещущая тема для многочисленных споров и стычек. По мнению Паулаускаса, «памятник должен быть для того, чтобы найти общий язык», поэтому их надо ставить не в честь какой-то политической силы, а в честь людей, трудившихся во благо Литвы и ее народа.