Наши Победы: Гумбиннен обороняли прикованные цепями фашисты

В братской могиле советских воинов, погибших при штурме Гумбиннена, захоронено 1056 солдат и офицеров.

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» продолжает знакомить читателей с первыми победами Красной армии на территории нацистской Германии. Сегодня, 21 января, исполнилось 70 лет со дня взятия города Гумбиннена (ныне Гусев Калининградской области).

Город Гумбиннен был взят штурмом вечером 21 января 1945 года воинами 130-й Таганрогской стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Константина Сычёва (К. В. Сычёв после войны служил в Генштабе на руководящих должностях, скончался в 1982 году в возрасте 76 лет).

Сопротивление противника в городских кварталах было ожесточённым. По воспоминаниям фронтовиков, фашисты цепями приковывали в дзотах своих штрафников-пулемётчиков, и те сражались до последнего патрона. В результате бомбардировок и штурма Гумбиннен был разрушен более чем на две трети. К исходу 21 января наши солдаты водрузили красный флаг Победы на колокольне лютеранской церкви в центре города.

21 января 1945 года за взятие Гумбиннена Москва салютовала Третьему Белорусскому фронту двенадцатью артиллерийскими залпами.

Вспоминает ветеран Великой Отечественной войны из Гусевского района Иван Яковлевич Уманский:

— Помню, перед генеральным наступлением на город пошел густой снег. Я был разведчиком полка. Была поставлена задача добыть «языка». Что было непросто по той причине, что, защищая свой город, немцы в плен не сдавались. Продвигаясь с двумя сослуживцами под обстрелом, заметил, как по полю то перебежками, то ползком двигается человек. Мы дали очередь из автоматов. Он остановился, поднял руки и начал кричать: «Гитлер капут!». Это был немец. Он начал просить пощады, так как дома трое детей и воевать он не хочет. Это был подарок.

Но в сложившейся ситуации доставить «языка» в штаб было ещё труднее, чем его взять. По нам били немецкие миномёты. Пришлось километры ползти на животе. Немец оказался послушным. Видимо, и впрямь не хотел воевать. Грязные и оборванные выползли на дорогу, а здесь другая напасть: все, кто встречался на пути, жаждали собственноручно пристрелить фашиста. Пришлось отбиваться и советовать стрелять не в пленных немцев, а в бою.

В штабе пленник выдал действительно ценные сведения. Он прибыл вместе с десантно-танковой дивизией. С этим пополнением Гумбиннен должен был стоять насмерть, но… не оказалось для них горючего. Их ссадили с танков и направили в пехоту. Меня поблагодарили за «языка». Эти сведения позволили в последний момент скорректировать тактику штурма. Пообещали даже дать отпуск, но впереди нас ждала Инстербургская военная операция. Так что было не до отпуска». (записал Василий Одарущенко, Admgusev.ru).

1378668735.jpg

В братской могиле советских воинов, погибших при штурме Гумбиннена, захоронено 1056 воинов. Фото: Prussia39.ru.

После войны Гумбиннен был переименован в Гусев в честь уроженца города Липецка Сергея Гусева. 26-летний капитан Гусев служил замполитом в стрелковом батальоне. 18 января в бою за Гросс-Байтчен (ныне Подгоровка Гусевского района) был тяжело ранен командир 6-й роты, и командование на себя взял Сергей, подняв роту в атаку. В бою на подступах к Гумбиннену Гусев был тяжело ранен осколками и скончался 21 января.

Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Продолжение следует…