Наши Победы: «Дойдут ли русские до Прейсиш-Эйлау?»

В братской могиле Багратионовска захоронено 3617 советских воинов.

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» продолжает рассказывать о первых победах Красной армии на территории нацистской Германии 70 лет назад. 10 февраля 1945 года в ходе тяжёлых кровопролитных боев был взят город Прейсиш-Эйлау – ныне Багратионовск Калининградской области.

Оборону Прейсиш-Эйлау держала Хайльсбергская группировка немецко-фашистских войск, считавшаяся наиболее сильной в Восточной Пруссии. Капитан в отставке, участник боев за Прейсиш-Эйлау Владимир Шибалов в письме в газету «Волго-Невский проспект» так вспоминает подробности взятия города-крепости:

«Наступательной операции мешали неблагоприятные погодные условия. Сильные морозы с метелями и обильными снегопадами сменялись внезапной оттепелью. Грунтовые дороги то заносило снегом, то они раскисали, делались труднопроходимыми. Враг оказывал упорное сопротивление. 

Нашему полку пришлось овладевать кирпичным заводом города-крепости Прейсиш-Эйлау, а затем его железнодорожной станцией. От противника отделяла лишь насыпь, на рельсах которой стояли товарные вагоны. Перестрелка шла из-под вагонов, нас оберегали огромные железные колеса. Гранаты бросали через крыши вагонов, а то и между колёсами.

Бой за станцию Прейсиш-Эйлау шел ожесточённый, и после шестой атаки мы овладели ею. Немцы уже не пытались контратаковать, им только бы ноги унести!»

Будущий немецкий историк Гюнтер Монтковски, до 5 февраля 1945 года проживавший в Прейсиш-Эйлау, так описывает жизнь немецкого мирного населения города:

«Всё чаще мучили и нас, детей, тревожные вопросы: вступят ли русские в Восточную Пруссию? Дойдут ли русские до Прейсиш-Эйлау? Что будет тогда с нами? Никто не решался задавать эти вопросы вслух. Повсюду мог подкарауливать шпион. Кто сомневался в конечной победе немецких войск, того быстро клеймили как деморализатора, и приговаривали нередко к смертной казни. 

Ответы на наши тревожные вопросы мы получили осенью 1944 г. Поступило указание, чтобы каждая семья выстроила в поле за домом бомбоубежище. Со второй декады января бункер стал нашим постоянным пристанищем. Только ночью мы отваживались выйти на свежий воздух. О, как трясло наше новое жилище, когда над нами на бреющем полёте проносилась фронтовая авиация.

Ночью с 4-го на 5-е февраля наши уши вняли голоса. Ужас сковал все члены. О боже! Русские уже в посёлке? Я по-пластунски – мы этому учились, – пополз со своим школьным товарищем по снегу через поле к дому. Слава богу! Это были немецкие солдаты. Артиллеристы без машин и пушек. Они забрали с собой только раненых. Находясь в бегстве в тыл, измученные, они искали в нашем доме убежища. Увидев нас, они заволновались, что нам тут надо. «Бегите, скоро здесь будут русские!»

…Так пережили и мы тотальную войну, о которой во всё горло кричал гитлеровский министр пропаганды и которую восторженно приветствовали фанатичные нацисты».

20090712_pa1.140gcoyx723kcgc44sgokcc00.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg

Бойцы 2-й гвардейской Таманской дивизии вступают в город Прейсиш-Эйлау в Восточной Пруссии. Время съёмок: 6 февраля 1945 года.

В братской могиле Багратионовска захоронено 3617 советских воинов, в том числе два Героя Советского Союза — подполковник 27-летний Николай Ковалёв и гвардии младший сержант 22-летний Николай Латкин

Полк Ковалёва отличился на Мазурских озёрах (сейчас это территория Польши), прорвав оборону немцев и преодолев пять линий вражеских траншей. У местечка Ленхефен Ковалёв вместе с небольшой группой бойцов взял в плен несколько десятков солдат и офицеров противника, захватив 6 артиллерийских орудий и 14 пулемётов. 17 марта 1945 года Николай Ковалёв погиб.

Николай Латкин геройски погиб во время боёв за высоту 89,6 под Прейсиш-Эйлау. Отражая немецкие контратаки, расчёт Латкина уничтожил большое количество солдат и офицеров противника, а также семь пулемётов, два миномёта и противотанковое орудие. В том бою Латкин два раза был ранен, остался один из всего расчёта, но продолжал сражаться, пока не погиб.

latkin2.JPG

В Багратионовске похоронен известный татарский поэт Фатых Каримов, ставший на фронте сапёром. В 1938 года он был арестован как «враг народа», несколько лет провёл в тюрьме, но в 1941 году его оправдали и в первые дни Великой Отечественной войны Каримов ушёл на фронт. Младший лейтенант Каримов отличился 11 февраля 1945 года при строительстве моста через р. Пасмар в районе Глобунен (ныне района пос. Славское Багратионовского района). Под сильным артобстрелом фашистов, работая в ледяной воде реки, сапёр установил опоры для моста и этим самым способствовал действию самоходной артиллерии. 19 февраля Фатых Каримов погиб.

…В Багратионовске память советского солдата увековечена гранитным камнем внушительных размеров. При немцах этот валун ознаменовывал 700-летие замка Бальга. В 90-е годы мемориальную доску с надписью: «Советскому солдату-победителю в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Благодарные потомки» местные власти сбили, заменив на «историческую» — «Город основан в 1336 году». Только несколько лет назад историческая справедливость восторжествовала и благодарственная надпись была возвращена на место.

1353860347.jpg

Памятный камень советскому солдату-победителю в Багратионовске.