13-14 мая в Анталье проходит встреча министров иностранных дел стран — членов НАТО. Накануне по пути в Турцию госсекретарь США Джон Керри посетил Сочи, где провел многочасовые переговоры как со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, так и с президентом РФ Владимиром Путиным. Если учесть, что визит госсекретаря Керри в Сочи стал первым после длительного перерыва с мая 2013 года, а также то, что США и их союзники в связи с событиями на Украине стали вводить Россию в режим санкций и пригрозили даже международной изоляцией, то появление Керри в Сочи можно рассматривать как позитивный шаг в сторону нормализации отношений по линии Россия — Запад. «Эта поездка — часть наших постоянных усилий для поддержания прямой связи с высокопоставленными российскими чиновниками», — заявили в Белом доме. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал визит Керри «весьма положительным решением», подчеркнув, что Москва никогда не была инициатором «подмораживания отношений». По большому счету, после переговоров Путина со своим коллегой Франсуа Олландом в Ереване и визита канцлера Германии Ангелы Меркель в российскую столицу, появление Керри в Сочи выглядит как завершение промежуточной дипломатической триады Запада в отношении России перед саммитом министров иностранных дел стран НАТО в Анталье.
Учитывая, что в этом формате будет работать комиссия Украина — НАТО на уровне министров иностранных дел, внешне может сложиться впечатление, что в Сочи стороны не просто обозначили свои известные позиции, но и нашли какие-то развязки «украинских узлов», хотя министр иностранных дел Сергей Лавров на совместной пресс-конференции с госсекретарем Керри отметил, что «между Россией и США существуют определенные разногласия в том, что касается генезиса этого кризиса и нынешних оценок его развития». По словам Лаврова, «мы были однозначно едины в необходимости решать эту проблему исключительно мирным путем через полное и всестороннее выполнение Минских договоренностей, включая, конечно, прямой диалог между Киевом, Луганском и Донецком по всем аспектам, которые специально обозначены в одобренном 12 февраля в Минске комплексе мер». И ещё: «Мы договорились использовать влияние Соединенных Штатов и Российской Федерации на стороны конфликта, чтобы последовательно и настойчиво побуждать их к поиску и достижению договоренностей по практическому выполнению всего того, о чем договорились в Минске».
Но дело в том, что США не вошли в состав нормандской группы, хотя украинская сторона выступает за участие Вашингтона в переговорах группы, заявляя, что «позиция Евросоюза согласована с США и происходит координация действий». Насчёт согласования и координации действий США и ЕС на этом направлении сомнений нет. Если бы США вошли в состав нормандской группы, то она стала бы напоминать Минскую группу ОБСЕ по карабахскому урегулированию, и в случае принятия Минских соглашений Вашингтон должен был бы либо принять сценарий прямого диалога между Киевом, Луганском и Донецком, либо его отвергнуть. Кстати, в конце апреля американский посол в Москве Джон Теффт в интервью радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что «если президента США Барака Обаму позовут в группу, он войдет в неё наряду с главами России, Франции и Украины, а также канцлером Германии». В ответ заместитель главы МИД России Григорий Карасин отметил, что «надо работать пока в том формате, который создан, не надо его расширять», тогда как пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уточнил, что «в Москве не будут против такого развития событий» и «Кремль был бы рад, если бы какая-либо из стран оказала влияние на Киев, чтобы он выполнял Минские договоренности от 12 февраля».
Тем не менее работа вне нормандской группы даёт американской дипломатии возможность для определенных маневров на украинском направлении в сторону изменений в политическом и дипломатическом диалоге с Москвой и, как пишет Christian Science Monitor, создаёт возможность «возобновить контакты и сотрудничество с Россией по некоторым другим вопросам — Сирия, Северная Корея, а также террористическая идеология ИГИЛ, которая, возможно, является общей угрозой для России и США». Не случайно американский политолог Дмитрий Саймс обратил внимание на то, что «Керри прилетел в Россию, а не Лавров — в США», «инициатива исходит с американской стороны», что наводит на мысль: США доставили России какие-то новые предложения, поскольку «если бы Керри привез новый список требований к России, то его встреча с Путиным не имела бы смысла».
«Игра» на украинском плацдарме для США — действия на чужом историческом поле. Как пишет старший научный сотрудник вашингтонского Института Катона Тед Гейлен Карпентер, «охлаждение с Россией стало негативно сказываться на позициях Вашингтона на Ближнем Востоке, который изобилует горячими точками». Карпентер полагает, что «события на Украине и участие в них Запада лишили российских лидеров резонов поддерживать западные инициативы на Ближнем Востоке, даже если они логичны и конструктивны». По его словам, ситуация для США складывается уже таким образом, что «для выделения и достижения заявленных приоритетов в том регионе мира Америка должна жертвовать менее важными задачами в другом». Примером тому являются итоги переговоров в Лозанне по иранскому ядерному досье, которые стали возможными во многом благодаря конструктивному сотрудничеству американской и российской дипломатии, в результате чего стала возможной и продажа Ирану российских зенитных комплексов С-300. К тому же ядерная сделка с Ираном оказывается завязанной и на события в Сирии, Ираке и даже в Йемене, не говоря уже о возможностях организации эффективной борьбы с «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ).
Одним словом, Россия и США после переговоров в Сочи могут продемонстрировать гроссмейстерский уровень игры, осуществляя маневры сразу на нескольких направлениях с поисками взаимоприемлемых компромиссов и ощутимых для себя результатов как на Ближнем Востоке, так и на постсоветском пространстве. Financial Times полагает, что «Россия слишком важный игрок на международной арене, чтобы Запад мог позволить игнорировать её из-за ситуации на Украине». Но определенная ясность появится лишь после завершения саммита глав МИД государств НАТО в Анталье, откуда уже стали доноситься турецкие антироссийские реплики.